Актуальные требования к образовательным программам дополнительного образования консультация на тему. Требования к программам дополнительного образования К дополнительным образовательным программам не относятся

Дополнительное образование, наряду с другими формами, одна из форм реализации образовательного процесса в Российской Федерации. Оно направлено на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании, и не сопровождается повышением уровня образования.

Дополнительное образование включает в себя следующие подвиды:

  • дополнительное образование детей и взрослых;
  • дополнительное профессиональное образование (ч.6 ст.10 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.12 г.).

Дополнительное образование реализуется за счет дополнительных образовательных программ (ч.2 ст.12 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.12 г.).

К дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки (см. ч.4 ст.12 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.12 г.).

Формы обучения по дополнительным образовательным программам определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как правило, самостоятельно.

Образовательные организации, которые реализуют дополнительные образовательные программы, подразделяются на следующие типы:

1. Организация дополнительного образования.

Это образовательные организации, осуществляющие в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам.

2. Организация дополнительного профессионального образования.

Это образовательные организации, осуществляющие в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

В качестве не основной цели деятельности организации дополнительного образования вправе осуществлять деятельность по таким образовательным программам как:

  • образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения для организаций дополнительного образования;
  • программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения для организаций дополнительного профессионального образования (ч.3, 4 ст. 23 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.12 г.).

Государственная регистрация организации дополнительного образования (далее – образовательная организация).

Вопросы создания образовательных организаций решаются в ГК РФ, ст. 22 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.12 г.; ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129-ФЗ от 08.08.2001 г.; ФЗ «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.1996 г.

Формы регистрации образовательных организаций

Образовательные организации создаются в формах, предусмотренных законодательством РФ для некоммерческих организаций. К ним можно отнести такие формы как (ч. 3 ст. 50 ГК РФ):

  • фонды;
  • учреждения;
  • религиозные организации;
  • автономные некоммерческие организации и т.д.

По информации Минюста РФ «В большинстве случаев негосударственные образовательные организации создаются в форме частных учреждений (НОУ), однако в последние годы распространение получила и такая организационная форма как автономная некоммерческая организация (АНО). Обучение в НОУ и АНО, как правило, осуществляется на платной основе. Платная образовательная деятельность НОУ не считается предпринимательской, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат по обеспечению образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении».

Выбор формы образовательной организации является важным этапом процедуры регистрации .

Состав учредителей образовательной организации

В зависимости от учредителя образовательные организации делятся на:

  • государственные;
  • муниципальные;
  • частные.

Учредителями частной организации могут стать физические (в том числе, одно физическое лицо) и (или) юридические лица (в том числе, одно юридическое лицо). Допускается создание образовательной организации совместно юридическими лицами и их объединениями. Не могут выступать в качестве учредителей иностранные религиозные организации.

Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа создаются только Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации. К таким организациям относятся образовательные организации для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением.

Требования к наименованию образовательной организации.

Требования к наименованию образовательной организации содержатся в ч.5, 6 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.12 г. Разъяснения относительно наименования образовательных организаций подробно изложены в письме Минобрнауки РФ № ДЛ-151/17 от 10 июня 2013 г.; Письме Минобрнауки РФ № АК-2453/06 от 25 августа 2015 г.

По закону наименование образовательной организации должно содержать указание:

  • на ее организационно-правовую форму;
  • на тип образовательной организации.

Дополнительно в наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие:

  • на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся);
  • на дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования. Например, содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность. Иные функции.

В связи с внесением изменений в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» наименования образовательных учреждений должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями (ст. 108 Закона):

  • образовательные учреждения дополнительного образования детей должны быть переименованы в организации дополнительного образования;
  • образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов должны быть переименованы в организации дополнительного профессионального образования.

Требования к содержанию устава образовательной организации

К уставу образовательной организации помимо общей информации, предусмотренной законодательством РФ, предъявляются следующие специальные требования (ст.25 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.12 г.):

  • тип образовательной организации;
  • учредитель или учредители образовательной организации;
  • виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;
  • структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

К информации, предусмотренной законодательством РФ, относятся обязательные сведения, включаемые в уставы в соответствии с ГК РФ, федеральными законами от 12.01.1995 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», в зависимости от организационно-правовой формы образовательной организации.

Процедура государственной регистрации

Образовательная организация, как и любое другое юридическое лицо, подлежит обязательной государственной регистрации.

Например, все документы на государственную регистрацию представляются на русском языке. Два экземпляра учредительных документов, представляемых на государственную регистрацию, должны быть прошиты и заверены подписью заявителя или нотариуса. Листы всех экземпляров учредительных документов, представляемых на государственную регистрацию, должны быть пронумерованы. Документы, содержащие более одного листа, должны быть прошиты, пронумерованы и заверены подписью заявителя на обороте последнего листа на месте прошивки. Платежное поручение или иной документ об уплате в соответствующий бюджет государственной пошлины за государственную регистрацию некоммерческой организации представляется в подлиннике и т.д.

Государственная регистрация осуществляется в установленные сроки.

По завершении процедуры государственной регистрации образовательной организации выдаются документы (по установленной форме), подтверждающие факт государственной регистрации.

Территориальный орган Министерства юстиции РФ уведомляет Территориальный орган ФНС РФ для внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц.

Поскольку образовательная деятельность подлежит обязательному лицензированию, в соответствии с положениями ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.12 г. Управление Минюста РФ уведомляет лицензирующий орган о государственной регистрации образовательной организации, в порядке и в сроки, которые установлены законодательством РФ.

Последующая деятельность образовательной организации подлежит контролю со стороны Минюста РФ. Минюст РФ проверяет образовательную организацию на соответствие уставным целям и задачам, а также требованиям действующего законодательства РФ.



Как вы судно назовете, так оно и поплывет”- пелось в одной известной песенке. Перефразируя ее можно сказать, что от того, какую форму собственности выберет начинающий предприниматель, зависит удобство ведения его бизнеса, решение спорных и форс-мажорных ситуаций. Самые распространенные - это ИП (Индивидуальный предприниматель) и ООО (Общество с ограниченной ответственностью). У каждой из этих двух форм есть отличия, а также свои плюсы и минусы. Остановимся на них поподробнее. Но вначале о главном. ГЛАВНОЕ ОТЛИЧИЕ Основная разница между ИП и ООО - правовой статус. ИП - физлицо, которое зарегистрировалось в качестве предпринимателя, ООО - самостоятельное юрлицо со всеми вытекающими из этого статуса преференциями, обязанностями и последствиями, а также отдельным имуществом. ЧЕМ ЭТО ГРОЗИТ? У ИП отдельного имущества нет и в случае банкротства отвечает всем, что нажито “непосильным трудом”, как говорил незабвенный стоматолог Шпак из известной комедии. В случае ООО не все так однозначно. А именно, при банкротстве есть шанс сохранить личное имущество, если арбитражному суду будут представлены доказательства, что организаторы действовали в интересах своей организации. Если доказательства признаны судом убедительными, то учредители рискуют только уставным капиталом (минимальная сумма 10 тыс. руб.). В противном случае их ждет субсидиарная ответственность: рассчитаться по долгам придется всем. ЧТО ИЗ ЛИЧНОГО ЗАБРАТЬ НЕ МОГУТ? В обоих случаях существует так называемый “предел изъятия”. Так не вправе лишить ни ИП ни участников ООО: - единственного жилья, - предметов обычного домашнего обихода, - вещей индивидуального пользования (кроме украшений и предметов роскоши) - продуктов питания и денег (не менее прожиточного минимума) - иных, необходимые для жизни вещей. ДРУГИЕ ОТЛИЧИЯ Если будущий предприниматель - “один в поле воин”, ему подойдет ИП, если компания друзей хочет открыть свой бизнес - нужно регистрировать ООО. Друзей при этом может быть до полусотни. Более того, у ООО должен быть директор, даже если учредитель только один. В этом случае также заключается трудовой договор и оговаривается зарплата. ИП при регистрации не требуется ни устав, ни уставной капитал. Нет нужды в печати и расчетном счете. Достаточно лишь подать заявление в налоговую и уплатить госпошлину. Однако все вышеперечисленное потребуется для регистрации ООО. Минимальная сумма уставного капитала 10 тыс. рублей. .... Cмотрите об этом материал, подготовленный Управляющим партнером компании "РосКо - Консалтинг и аудит" Алена Талаш. Читайте: https://сайт/press/chto-otkryt-luchshe-ip-ili-ooo/ Все самое интересное о налогах, праве и бухгалтерском учете от ведущей консалтинговой компании в России "РосКо". Будь в курсе последних новостей, смотри и читай нас там, где тебе удобно: Канал на YouTube - https://www.youtube.com/c/RosCoConsultingaudit/ Facebook - https://www.facebook.com/roscoaudit/ ЯндексДзен - https://zen.yandex.ru/id/5b84df3fa459c800a93104a0 Twitter - https://twitter.com/RosCo_audit Instagram - https://www.instagram.com/rosco.

Что такое Апостиль? Юридическая консультация от RosCo

Апостиль - это печать, заверяющая подлинность док-та, а также подтверждающая факт, что он получен по законам страны, которая его выдавала. Эта печать необходима для выезжающих за рубеж, как подтверждение действительности имеющихся у них документов. Причем она признается только среди 135 стран-подписантов, включая Россию. Апостилирование док-та можно сделать лишь в стране, выдавшей его подлинник. ГДЕ НЕ ТРЕБУЕТСЯ Россия и ряд стран (в их числе страны СНГ) взаимно признают док-ты друг друга. На практике это значит, что док-м этих государств не требуется апостилирование. На какие док-ты проставляется: - выданные госорганами, включая судебные; - администрат. свид-ва (о рождении, смерти), справки; - нотариальн. док-ты; - госштампы и отметки (регистрация, визы). Аккредитация На какие док-ты не проставляется: дипломат-е акты; док-ты, по коммерч. или тамож. процедурам. КАК ВЫГЛЯДИТ И КАКИЕ СВЕДЕНИЯ СОДЕРЖИТ Апостиль имеет форму прямоугольника, размером 90 на 90 мм и должен соответствовать прилагаемому к Конвенции образцу. Может проставляться как на самом док-те, так и на отдельной скрепляемой с ним бумаге. ВИДЫ АПОСТИЛЯ Поскольку Конвенция оговаривает лишь внешний вид и контекст, способы проставления в разных странах могут быть разными: штамп (как в России), печать, стикер, отдельный док-т, скрепленный с заверяемым посредством клея, скрепок и даже колец. Что должен содержать: - наименование выдавшего госуд-ва; - фамилия и должность, подписавшего удостоверяемый док-т; - наименование учрежд-я, чья печать или штамп проставлены на док-те; - наименование города, где проставлен; - дата; - название органа; - номер апостиля; - печать/штамп учрежд-я; - подпись, его проставившего. НА КАКОМ ЯЗЫКЕ СОСТАВЛЯЕТСЯ? В КАКИХ ОРГАНАХ АПОСТИЛИРУЮТСЯ ДОКУМЕНТЫ? СТРАНЫ, НЕ ПРИЗНАЮЩИЕ АПОСТИЛИРОВАНИЕ? ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ДОК-В ДЛЯ КИТАЯ..... Смотрите об этом в материале подготовленном юристом компании "РосКо - Консалтинг и аудит" Кириллом Теном. Все самое интересное о налогах, праве и бухгалтерском учете от ведущей консалтинговой компании в России "РосКо". Будь в курсе последних новостей, смотри и читай нас там, где тебе удобно: Канал на YouTube - https://www.youtube.com/c/RosCoConsultingaudit/ Facebook - https://www.facebook.com/roscoaudit/ ЯндексДзен - https://zen.yandex.ru/id/5b84df3fa459c800a93104a0 Twitter - https://twitter.com/RosCo_audit Instagram - https://www.instagram.com/rosco.

Неналоговые льготы для малого бизнеса

В настоящее время одной из наиболее приоритетных задач государства является содействие малому и среднему бизнесу. Помимо налоговых льгот, у малого бизнеса есть ряд послаблений, который, по мнению, Правительства РФ, должен способствовать росту прибыли компаний. В данном видео рассмотрим такие вопросы: 1. Для субъектов малого и среднего предпринимательства предусмотрены... 2. С 1 июля 2016 г. налоговая служба ведет реестр сведений о субъектах малого и среднего предпринимательства (ст. 4.1 Закона №209-ФЗ). И основанием для формирования записей в реестр будут являться сведения, которые имеются в базе ФНС РФ:... 3. Преференции в части закупок у малого бизнеса. 4. Льготная аренда. 5. Льготы в отношении установления лимита кассы. 6. "Надзорные каникулы" и.... Cмотрите об этом материал, подготовленный Управляющим партнером компании "РосКо - Консалтинг и аудит" Алена Талаш. Читайте:https://сайт/press/nenalogovye_lgoty_dlya_malogo_biznesa/ Все самое интересное о налогах, праве и бухгалтерском учете от ведущей консалтинговой компании в России "РосКо". Будь в курсе последних новостей, смотри и читай нас там, где тебе удобно: Канал на YouTube - https://www.youtube.com/c/RosCoConsultingaudit/ Facebook - https://www.facebook.com/roscoaudit/ ВКонтакте - https://vk.com/roscoaudit Twitter - https://twitter.com/RosCo_audit Instagram - https://www.instagram.com/rosco.

к образовательным программам дополнительного образования.

(Волкова А.В.)

В Федеральном государственном стандарте общего образования внеурочная деятельность школьников рассматривается как деятельность, обладающая огромным потенциалом для создания воспитывающей и развивающей среды в образовательном учреждении, формирования различных сфер личности ребёнка, удовлетворения его познавательных потребностей и развития творческих способностей.

Возможность выбора учителем и учащимся того или иного вида деятельности создаёт дополнительные предпосылки для индивидуализации познавательного и воспитательного процесса во внеурочное время.

Путь к ней – через создание в каждой школе целостного образовательного пространства, в котором базовое (общее) и дополнительное образование детей выступают как равноправные, взаимодополняющие друг друга компоненты.

В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее - Закон) образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:

  • в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
  • в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 233), и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии (ст. 26, п. 2).

Понятие «образовательная программа» введено в педагогическую практику Законом Российской федерации «Об образовании».

Образовательная программа для педагога дополнительного образования детей - это инструмент организации педагогического процесса, способ осуществления замысла.

Образовательная программа дополнительного образования детей это нормативный документ педагога, который отражает:

  • целевые установки учебного курса;
  • объём курса;
  • содержательную характеристику курса;
  • порядок изучения и преподавания данного курса
  • условия, методы и технологию их достижения и предполагаемый конечный результат.

Важно различать ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ПЕДАГОГА. Образовательная программа учреждения определяет цели и ценности образования в данном образовательном учреждении, а также совокупность всех программ, включённых в учебный план, реализующий заявленные цели. Поэтому педагог дополнительного образования должен осознавать, что его образовательная программа является составной частью образовательной программы учреждения. Педагог должен учитывать направления деятельности учреждения.

В учреждениях дополнительного образования детей реализуются виды образовательных программ:

  • по уровню реализации (дошкольное образование, начальное общее, основное общее, среднее общее образование)
  • по гендерному подходу (смешанные, для девочек, для мальчиков)
  • по срокам реализации (одногодичные, двухгодичные и другие)
  • по формам реализации (групповые, индивидуальные)

Педагог, разрабатывающий образовательную программу, должен четко определиться с тем, какую по виду программу он собирается предложить, и для этого целесообразно познакомиться с критериями, которые используются при классификации программ дополнительного образования детей.

Классификация программ проводится по различным основаниям. По наиболее распространенной в дополнительном образовании детей классификации образовательные программы подразделяются на следующие виды: примерная (типовая), модифицированная (адаптированная), экспериментальная, авторская.

Примерная (типовая) программа рекомендована государственным органом управления образованием в качестве примерной по той или иной образовательной области или направлению деятельности. Каждая такая программа в обязательном порядке имеет сертификат, подтверждающий ее соответствие требованиям, предъявляемым к образовательным программам дополнительного образования детей (по содержанию и оформлению). Примерная (типовая) программа задает некий базовый минимум знаний, умений, навыков детей по конкретному направлению деятельности (в рамках той или иной направленности); от него и следует отталкиваться педагогу при разработке модифицированных и авторских программ: расширять его, углублять, конкретизировать и т.д. Использование такой программы в педагогической практике требует согласования намерений педагога с руководителем образовательного учреждения.

Модифицированная (адаптированная) программа - это программа, в основу которой положена примерная (типовая) программа либо программа, разработанная другим автором, но измененная с учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания. Диагностика результатов работы по таким программам связана с демонстрацией достижений обучающихся, например: отчетные концерты, выставки, выступления на соревнованиях, конкурсах, конференциях и т.д., но при этом не отрицаются и количественные показатели знаний, умений и навыков. Коррективы вносятся в программу самим педагогом и не затрагивают концептуальных аспектов, основ организации образовательного процесса, традиционной структуры занятий, присущих исходной программе, которая была взята за основу.

Модифицированная программа должна обсуждаться на методическом совете и утверждаться руководителем образовательного учреждения.

Экспериментальная программа разрабатывается педагогом с целью решения какой-либо практической задачи, связанной с преодолением определенных трудностей в образовательном процессе, К экспериментальной деятельности педагога ведет неудовлетворенность практической ситуацией. Экспериментальная программа - это версия методического решения конкретной проблемы. Такая программа может предлагать изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, вводить новые области знания, апробировать новые педагогические технологии. Экспериментальная образовательная программа проходит апробацию с целью снять конкретные трудности в образовательном процессе, и ее разработчик должен доказать истинность экспериментального положения. По мере прохождения апробации - в случае выявления новизны предложений автора - экспериментальная программа может претендовать на статус авторской. На работу по экспериментальной программе должно быть дано разрешение методического совета и руководителя образовательного учреждения .

Авторская программа - это программа, обладающая актуальностью, оригинальностью и обязательно новизной. Она создана педагогом (или коллективом авторов) и принадлежит ему (им) на правах интеллектуальной собственности. Это программа преподавания либо впервые вводимого курса (предмета), либо собственного подхода автора к традиционным темам. Авторская программа может быть и экспериментальной. Название «авторская» требует документального доказательства новизны, принадлежности этой новизны именно данному автору. Для этого претендент на авторство в пояснительной записке к программе должен убедительно показать принципиальные отличия его разработки от подходов других авторов, решающих сходную проблему. Поэтому знания о прототипе, относительно которого заявляется новизна, являются обязательным исходным моментом в создании авторских разработок.

Авторская программа должна быть рекомендована к использованию методическим советом и утверждена руководителем учреждения. Официально статус авторской присваивается программе вышестоящим органом управления образованием . В некоторых регионах России разработчикам программ, прошедшим соответствующую экспертизу, выдается сертификат (свидетельство), подтверждающий, что данная программа действительно является авторской и принадлежит разработчику на правах интеллектуальной собственности.

В соответствии с классификацией образовательных программ дополнительного образования детей по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности выделяются следующие виды программ: комплексные, интегрированные, модульные, сквозные .

Комплексные программы , которые представляют собой соединение отдельных областей, направлений, видов деятельности в некое целое. К таким программам относятся:

1. Программы профильных школ системы дополнительного образования (художественные, спортивные, музыкальные) либо групп развития дошкольников, существующих при многих школах, гимназиях, а также дворцах и домах творчества. Это программы с многоступенчатым обучением и набором различных предметов, форм организации деятельности, педагогических технологий, методик.

2. Программы детских объединений с разносторонней подготовкой к какой-либо деятельности или профессии. Например, комплексная образовательная программа театрально-музыкальной студии позволяет учащимся получить знания и практические навыки не только по основам актерского мастерства - основному профилю обучения в студии, но и по музыке, сценическому движению, способам изготовления декораций, театральной этике, психологии общения.

3. Программы творческих групп педагогов, объединенных одной задачей, общей концепцией, едиными подходами к содержанию, организации, результатам педагогической
деятельности, но работающих по разным образовательным направлениям.

Интегрированные программы объединяют в целое отдельные образовательные области на основе того или иного единства; выявляют это единое основание в образовательной системе как ключевой момент оценки ее содержания и эффективности функционирования. В термин интеграция в данном случае вкладывается понятие взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимопроникновения двух или нескольких ведущих идей или объектов, что предполагает качественное, а возможно, и количественное изменение в параметрах новой идеи или нового объекта.

К таким программам относятся дополнительные образовательные программы, взаимосвязанные с общеобразовательными предметами.

Модульные программы составлены из самостоятельных целостных блоков. Образовательный процесс делится на отдельные модули на каком-либо основании, затем составляется карта-схема, в рамках которой эти модули компонуются в зависимости от цели деятельности. Модули программы могут входить как составные части в интегрированные и комплексные программы.

Сквозные программы появляются тогда, когда необходимо ввести и реализовать общую цель через несколько программ. Главная задача такой программы - соизмерить материал по направлениям, входящим в сквозную программу, с учетом возрастных особенностей детей, их числа в группах, оценки физического состояния и т.д. Примерами могут служить программа «Здоровье», назначение которой - в создании условий для оздоровительной деятельности детей и которая реализуется через школьные учебные предметы и внеурочную деятельность, а также программа «Одаренный ребенок», направленная на адаптацию и поддержку общей креативности в учреждении, создание базы для учебно-исследовательской работы школьников.

Целями и задачами дополнительных образовательных программ , в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с чем, содержание дополнительных образовательных программ должно:

соответствовать:

  • достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;
  • соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);
  • направленностям дополнительных образовательных программ

(научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической,

военно- патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной);

  • современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности);
  • формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного метода обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.)
  • методах контроля и управления образовательным процессом(анализе результатов деятельности детей);
  • средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).

быть направлено на:

создание условий для развития личности ребенка;

развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

профилактику асоциального поведения;

создание условий для социального, культурного и

профессионального самоопределения, творческой самореализации

личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;

целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;

укрепление психического и физического здоровья детей;

взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Структура и содержание

Дополнительной образовательной программы

Структура программы

Обложка

  • Символика ОУ
  • Полное название образовательного учреждения, в котором разработана дополнительная образовательная программа.
  • Название программы.
  • Год разработки программы.

Титульный лист

  • Полное название вышестоящего органа управления образованием.
  • Полное название образовательного учреждения, в котором реализуется дополнительная образовательная программа.
  • Область применения.
  • Направление.
  • Тип программы.
  • Название программы.
  • Возраст обучающихся, на который рассчитана программа.
  • Срок реализации программы.
  • Данные об авторе программы: фамилия, имя, отчество, должность.
  • Дата и номер протокола заседания педагогического совета, рекомендовавшего программу к реализации.
  • Дата и номер приказа, фамилия, инициалы директора, утвердившего программу.
  • Название населённого пункта, в котором реализуется программа.
  • Год разработки программы.

Пояснитель

ная записка

В пояснительной записке раскрываются цели образовательной деятельности, обосновываются принципы отбора содержания и последовательность изложения материала, характеризуются формы работы с обучающимися и условия реализации программы.

В пояснительной записке к программе дополнительного образования следует раскрыть:

  • направленность дополнительной образовательной программы (физкультурно-спортивная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая, эколого-биологическая);
  • новизну, актуальность, педагогическую целесообразность, практическую значимость для обучающихся;
  • цель и задачи дополнительной образовательной программы. При формулировании цели и задач программы следует помнить, что цель – это предполагаемый результат образовательного процесса, к которому необходимо стремиться. В описании цели важно избежать общих абстрактных формулировок, таких как «всестороннее развитие личности», «удовлетворение образовательных потребностей», «создание возможностей для творческого развития детей» и т.п. Такие формулировки не отражают специфики конкретной программы. Кроме того, цель должна быть связана с названием программы, отражать её основную направленность.

Конкретизация цели осуществляется через определение задач, раскрывающих пути достижения цели. Задачи показывают, что нужно сделать для достижения цели.

Выделяются следующие типы задач:

  • обучающие (развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, развитие мотивации к определённому виду деятельности т.п.);
  • воспитательные (формирование у обучающихся социальной активности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.);
  • развивающие (развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и т.д.; формирование потребностей в самопознании, саморазвитии, профессионального самоопределения).

Формулирование задач также не должно быть абстрактным. Важно, чтобы они были соотнесены с прогнозируемыми результатами.

Описывая особенности программы, следует отразить:

  • ведущие идеи, на которых она базируется;
  • ключевые понятия, которыми оперирует автор;
  • этапы её реализации, их обоснование и взаимосвязь.

Вид программы (модифицированная, авторская). Связь программы с уже существующими по данному направлению деятельности; отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих программ;

В пояснительной записке отмечаются:

  • основные возрастные, психофизиологические (для детей-инвалидов, воспитанников интернатов, детских домов и т.д.) особенности обучающихся, которым адресована программа;
  • состав детской группы (постоянный, сменный);
  • особенности набора обучающихся (свободный, конкурсный);
  • требования к знаниям, умениям, навыкам детей (опытные, новички и т.п.).

Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы).

Формы и режим занятий . Характеризуя режим организации занятий, необходимо указать:

  • общее количество часов в год;
  • количество часов и занятий в неделю;
  • периодичность занятий.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности. Описывая прогнозируемые результаты и способы их проверки, автору программы следует:

  • сформулировать требования к знаниям, умениям, навыкам, которые должны приобрести обучающиеся в процессе занятий по программе (т.е. важно чётко прописать, что он будет знать и уметь; слово «должен» не употребляйте);
  • перечислить качества личности, которые могут развиваться у обучающихся в ходе занятий.

Формы подведения итогов реализации программы.

  • дать характеристику системе отслеживания и оценивания результатов обучения по программе, указав способы учета знаний и умений, навыков (умения, доведенные до автоматизма), возможные варианты оценки личностных качеств обучающихся. В качестве процедур оценивания могут использоваться тестирование, зачёты, экзамены, выставки, соревнования, конкурсы, конференции и т.п.

знаний могут являться:

Владение понятиями,

Владение фактами,

Владение научной проблематикой,

Владение теориями,

Владение закономерностями и правилами,

Владение методами и процедурами.

Показателями сформированности умений обычно являются конкретные действия и их комплексы, выполняемые относительно конкретно поставленных задач в контексте обучения. Объективные показатели сформированности умений:

Построение алгоритма (последовательности) операций выполнения конкретных действий в структуре умения;

Моделирование (планирование) практического выполнения действий, составляющих данное умение;

Выполнение комплекса действий, составляющих данное умение;

Самоанализ результатов выполнения действий, составляющих умение в сопоставлении с целью деятельности.

Обобщенные показатели сформированности навыков совпадают с показателями умений. Но поскольку навык предполагает автоматизацию действий, оцениваются обычно ещё и время его выполнения.

Учебно-тематичес

кий план по годам обучения.

Учебно-тематический план раскрывает последовательность изучения тем предлагаемого курса и количество часов на каждую из них; определяет соотношение учебного времени, отводимого на теоретические и практические занятия.

Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени.

При подготовке программы педагог должен предусмотреть все практические занятий с детьми (походы, экскурсии, дальние путешествия, соревнования, конференции и т.п.), иначе мероприятия, не прописанные в программе, должны проходить вне сетки часов, в журнал не вносятся, часы на них не списываются.

Количество часов, отводимых на практические занятия, должно составлять не менее 70% от общего учебного времени.

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы должен включать:

  • перечень разделов;
  • перечень тем;
  • количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий;
  • общее количество часов («Итого за период обучения…»).

Кратко описать тему означает:

  • указать её название;
  • перечислить основные содержательные моменты, которые изучаются в рамках данной темы;
  • указать, в каких формах организуется образовательный процесс. Чётко обозначить практические занятия (походы, викторины, конференции, слёты и т.д.).

Изложение содержания программы ведётся в именительном падеже.

Методичес-

кое обеспечение программы

  1. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы включает:
  • краткое описание основных способов и форм работы с детьми, которые планируются по каждому разделу – индивидуальные и групповые, практические и теоретические (игры, беседы, походы, конкурсы, экскурсии, конференции и т.д.);
  • обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, сценарии и т.д.);
  • рекомендации по подготовке и проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов, опытов и т.д.;
  • дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытной и исследовательской работы и т.д.;
  • материально-техническое обеспечение занятий;
  • формы подведения итогов по каждому разделу.

Если программа рассчитана на несколько лет обучения, имеет смысл включить в методическое обеспечение программы информацию по каждому году обучения.

  1. Словарь терминов представляет собой список слов, связанный с направленностью и спецификой программы. Пишется слово и даётся краткое обозначение этого слова.

Словарь терминов составляется в алфавитном порядке.

Список литературы

Список литературы составляется в алфавитном порядке и в соответствии с «Общими требованиями и правилами составления …».

Оформление списка литературы

Список литературы строится в алфавитном порядке.

Оформляется список литературы в соответствии с требованиями Госстандарта (ГОСТ 7.1 – 2003).

  1. Список литературы рекомендуется располагать следующим образом:

– при указании нескольких работ одного автора источники располагаются по алфавиту заглавий;

– при совпадении первых слов в названиях источников их записывают по алфавиту вторых слов и т.д.;

– указывается количество страниц документа (источника), если он полностью изучен (36с.);

– указывается количество страниц документа (источника), если рассматривается несколько страниц (С. 36-38).

В список литературы в квадратных скобках могут быть включены [Электронный ресурс], [Видеозапись], [Звукозапись], [Карты] и др.

2 .При описании электронных ресурсов следует пользоваться следующей схемой. Основное заглавие [Электронный ресурс] / Первые сведения об ответственности; последующие сведения. – Сведения об издании, дополнительные сведения. – Обозначение вида ресурса (Объем ресурса). – Первое место издания; Имя издателя, дата издания (Место изготовления: Имя изготовителя, дата изготовления). – Специфическое обозначение материала и количество физических единиц: Другие физические характеристики; Размер + ведения о сопроводительном материале. – Условия доступности и цена (подробнее см. приложение 6).

Другое оформление библиографического списка считается неправильным.

Рецензия на дополнительную образовательную программу

Образовательная программа является локальным нормативным документом, поэтому она должна пройти проверку и утверждение в определённом порядке.

К любой программе, предлагаемой к реализации, за исключением примерной (типовой), прилагается рецензия. Должно быть две рецензии:

1. «Внутренняя» - обсуждение программы на методическом совете образовательного учреждения (при условии существования методического совета в данном учреждении) - анализ качества документа, его соответствия уставу образовательного учреждения, действующим нормативно-правовым документам и требованиям к содержанию дополнительного образования детей. По итогам обсуждения на образовательную программу составляется рецензия «внутренней» экспертизы.

2. «Внешняя» экспертиза программы специалистами в данной области деятельности (имеются в виду специалисты профильного учреждения дополнительного образования) предполагает оценку её содержания в аспекте профиля обучения и используемых педагогом методик. По результатам данной экспертизы составляется «внешняя» рецензия, подтверждающая соответствие содержания и методики профильной подготовки детей современным требованиям в данной области деятельности.

3. Обсуждение образовательной программы на заседании педагогического совета образовательного учреждения - органа, полномочного утверждать нормативные документы, регламентирующие содержание работы учреждения и детского объединения дополнительного образования. Решение об утверждении образовательной программы обязательно заносится в протокол педагогического совета.

4. Утверждение образовательной программы приказом директора образовательного учреждения на основании решения педагогического совета.

Только после утверждения программы приказом директора она может считаться полноценным нормативно-правовым документом детского объединения дополнительного образования.

Кроме рецензии, могут быть приложены рекомендации по экспертизе дополнительных образовательных программ. Целью и содержанием экспертизы образовательных программ является установление их соответствия содержанию дополнительного образования детей, специфике профиля, а также заявленному виду методической продукции.

Основными принципами экспертизы программ являются:

  • открытость;
  • гласность;
  • единство требований;
  • соблюдение педагогической этики;
  • направленность на развитие учреждения.


При оценке программы учитываются:

  • соответствие программы нормам и требованиям дополнительного образования детей (его функциям и предназначению);
  • политика образовательного учреждения (программа должна являться составной частью общей системы привлечения воспитанников к творческой деятельности);
  • технологичность (возможности реализации программы должны соответствовать специфике учреждения, его материально-техническому обеспечению);
  • профессиональная подготовка руководителя программы;
  • адресность (учет особенностей обучающихся);
  • практическая значимость содержания программы для ребенка;
  • соответствие документа заявленному виду продукции.

Рецензент заверяет содержание рецензии личной подписью, указывает полностью свои фамилию, имя, отчество, должность и место работы. Документ скрепляется печатью организации, удостоверяющей подпись рецензента, и предоставляется в двух экземплярах.

Программа – это основной документ, согласно которому строится весь учебно-воспитательный процесс в любом образовательном учреждении. Программа готовится не менее чем в двух экземплярах, авторская – в трех.

  1. Авторские программы дополнительного образования.

(Ширманова Е.А.)

Для развития интеллектуальных способностей детей в рамках дополнительного образования в нашей школе Ширмановой Е.А. составила и разработала программу по курсу:

Путешествие в страну «Грамматика».

г. Малоярославец

2009 год

Рецензент:

О. В. Цируль (кандидат педагогических наук, директор школы № 2

Г. Малоярославца имени А.Н. Радищева Калужской обл.)

Составитель:

Е. А. Ширманова., учитель начальных классов высшей категории, МОУ средняя общеобразовательная школа № 2 г. Малоярославца имени А.Н. Радищева

«Путешествие в страну «Грамматика» - методическое пособие для учащихся 2 класса (из опыта работы).

Цель данного курса : научить детей сознательно использовать основные мыслительные операции (сравнение, анализ, классификацию, синтез, обобщение); научить строить умозаключения, рассуждать, давать определения, находить закономерности, делать выводы. А если сказать короче: грамотно общаться с информацией. Ребёнок на таком уроке проявляет себя как исследователь, активный деятель, творец .

Данный курс оказывает положительное влияние на развитие учащихся:

  • повышают мотивацию к учению;
  • помогает развивать мыслительную деятельность каждого ребенка индивидуально;
  • развивает речь, делает её более грамотной, логичной, научной;
  • дети учатся слушать друг друга, учатся быть самостоятельными;
  • воплощается в жизнь принцип «учусь учиться»;
  • заставляет самого учителя развивать его творческий потенциал, использовать нестандартные методы обучения

Занятие 1 . В мире звуков и букв. ………………………………………………………… 5 - 9

Занятие 2. Фонетика – наука очень строгая. Зачем нужны звуки языка. ……. 10 - 15

Занятие 3. Всегда вместе (гласные и согласные). …………………………………. 16 - 19

Занятие 4. Волевые твёрдые и покладистые мягкие. …………………………….. 20 - 23

Занятие 5 . Звонкие и глухие « двойняшки». ………………………………………….. 24 - 29

Занятие 6. Звонкие и глухие «одиночки». ……………………………………………. 30 -31

Занятие 7. То, что слышим, - это звук. То, что говорим, - фонема, разучить

их не проблема! …………………………………………………………………………… 32 - 34

Занятие 8. В сочетаниях «жи» – «ши» только и всегда пиши. ………………. 35 - 39

Занятие 9. В государстве сочетаний («ча» – «ща»). ……………………………. 40 - 43

Занятие 10. В государстве сочетаний («чу» – «щу»). ……………………………. 44 - 47

Занятие 11 . История о том, как «ци» спорило с «цы». …………………………… 48 - 51

Занятие 12 . Загадочные перевёртыши пиши без «ь» («нч» - «чн»; «нщ» – «щн»;

«чк» – «кч»; «чр» – «рч»; «рщ» - «щр». ……………………………………………… 52 - 56

Занятие 13 .Прапрадедовской порой, стали буквы в чёткий строй. Он

зовётся Алфавит, всюду путь ему открыт. ……………………………………….. 57 - 61

Занятие 14. Дружат гласные с согласной составляя вместе слог. Из чего

строятся слова. ………………………………………………………………………….. 62 - 68

Занятие 15. Интервал – не пустое место. ………………………………………… 69 - 71

Занятие 16 - 17 . Здесь порядок очень строгий, делим все слова на слоги.

Переносим по слогам: Бро-дит ста-до по лу-гам. ……………………………….. 72 - 75

Занятие 18. Добрый «волшебник» - Ударение. ……………………………………. 76 - 79

Занятие 19. Ударение над гласной может сделать букву ясной.

(Безударные гласные в корне слова, проверяем ударением). ………………….. 80 - 83

Занятие 20. Весёлые «двойняшки» (удвоенные согласные). …………………. 84 - 86

Занятие 21 . Мягкий знак – въезд запрещён, но … не всегда! ………………… 87 - 89

Занятие 22 . Превращения маленькой буквы». ……………………………………. 90 -93

Занятие 23. Приключения в стране « Имя существительное». ………………… 94 - 97

Занятие 24 - 25 . Здравствуй, глагол! ………………………………………………… 98 - 102

Занятие26 . Приключения в стране « Имя прилагательное». ………………… 103 - 107

Занятие 27 . Дружба имени существительного с именем прилагательным. .. 107 -111

Занятие 28 . Слова – друзья. ………………………………………………………….. 112 - 115

Занятие 29. Слова-спорщики. …………………………………………………………. 116 - 120

Занятие 30. Слова – «родственники». ……………………………………………… 121 - 125

Занятие 31 . Слова – двойники. ……………………………………………………….. 126 - 132

Занятие 32 . Переносное значение слов. Фразеологические обороты. ……… 132 - 136

Занятие 33. Многозначные слова. …………………………………………………. 136 - 140

Занятие 34. Олимпиада. …………………………………………………………….. 140 -142

Приложение. ………………………………………………………………………….. 143 - 180

Используемая литература. ………………………………………………………… 181

Современная модель выпускника общеобразовательной школы предусматривает творческую личность с хорошей базой предметных знаний, с достаточным уровнем развития общеурочных умений и навыков. Основные умения и навыки учебной деятельности – это те технологические цепочки, которые помогают школьникам осуществлять познавательную деятельность.

Начальное образование является базой для получения основного общего образования. Поэтому на первый план сейчас выходит задача – обучая и развивая, научить детей учиться.

Успешное овладение знаниями в начальной школе невозможно без интереса детей к учёбе. Как известно, основной формой обучения в школе является урок. В настоящее время актуально также проведение внеурочных мероприятий, призванных систематизировать и углублять знания школьников. Одна из форм внеклассной работы – кружок «Путешествие в страну «Грамматика».

Курс «Путешествие в страну «Грамматика» занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие школьников.

Курс изучения «Путешествие в страну «Грамматика» для учащихся 2–4-х классов ставит следующие задачи:

  • развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;
  • расширение и углубление программного материала;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;
  • воспитание любви к великому русскому языку;
  • совершенствование общего языкового развития младших школьников.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по «Путешествие в страну «Грамматика».

В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к «Путешествие в страну «Грамматика» должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях «Путешествие в страну «Грамматика» следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс «Путешествие в страну «Грамматика» позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.

Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

ПРОГРАММА

2-й класс (34 ч)

Тема занятия

В мире звуков и букв

Фонетика – наука очень строгая. Зачем нужны звуки языка?

Всегда вместе (гласные и согласные)

Волевые твёрдые и покладистые мягкие

Звонкие и глухие « двойняшки»

Звонкие и глухие «одиночки»

То, что слышим, - это звук,

То, что говорим, - фонема, разучить их не проблема!

В сочетаниях «жи» – «ши» только «и» всегда пиши.

В государстве сочетаний («ча» – «ща» )

В государстве сочетаний («чу» – «щу» )

История о том, как «ци» спорило с «цы»

Загадочные перевёртыши пиши без « ь» («нч» - «чн»;»нщ» –« щн»; «чк» – «кч»; «чр» – «рч»; «рщ» – «щр»)

Прапрадедовской порой, стали буквы в чёткий строй.

Он зовётся Алфавит, всюду путь ему открыт

Дружат гласные с согласной составляя вместе слог.

Из чего строятся слова?

Интервал – не пустое место

16 - 17

Здесь порядок очень строгий, делим все слова на слоги.

Переносим по слогам: Бро-дит ста-до по лу-гам

Добрый «волшебник» - Ударение

Ударение над гласной может сделать букву ясной. (Безударные гласные в корне слова, проверяем ударением)

Весёлые «двойняшки» (удвоенные согласные)

Мягкий знак – въезд запрещён, но … не всегда!

Превращения маленькой буквы.

Приключения в стране «Имя существительное»

24-25

Здравствуй, глагол!

Приключения в стране «Имя прилагательное»

Дружба имени существительного с именем прилагательным

Слова – друзья

Слова-спорщики

Слова – «родственники»

Слова – двойники

Переносное значение слов. Фразеологические обороты

Многозначные слова

Олимпиада

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 2-го класса

Обучающиеся должны знать:

  • Названия букв русского алфавита;
  • Признаки гласных и согласных звуков;
  • Гласные ударные и безударные;
  • Согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие;
  • Правила переноса слов.

Обучающиеся должны уметь:

Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко-буквенный анализ слов.


Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.


Правильно писать слова с сочетанием жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.


Делить слова на слоги.


Переносить слова по слогам.


Находить в предложении слова, отвечающие на вопросы: кто? что? какое? какая? какой? какие? что делал? что сделал?


Писать с большой буквы имена и фамилии людей, клички животных, названия городов, деревень, сел, рек, озер, морей, стран.


Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце.


Ставить в конце предложения точку, восклицательный или вопросительный знак, а начало предложения писать с большой буквы.

Распознавать простое распространённое и нераспространённое предложения.

Делить сплошной текс на предложения.

Правильно списывать слова, предложения, проверять написанное, сравнивать написанное с образцом.


Составлять текст по вопросам учителя.

Писать изложение по вопросам текста.

Употреблять при записи текста красную строку.

Отгадывать загадки, ребусы, кроссворды и др.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Агаркова Н. Г., Бугрименко Е. А., Жедек П. С., Цукерман Г. А. Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1993 г.
  2. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
  3. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
  4. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
  5. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
  6. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  7. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
  8. Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
  9. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  10. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
  11. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
  12. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
  13. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
  14. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
  15. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
  16. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.
  17. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  18. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
  19. Ундзенкова А. В., Сагирова О. В. Русский с увлечением. Учимся играя. Екатеринбург. “АРД ЛТД”, 1997 г.
  20. Успенский Л. В. Слово о словах. К, Рад. школа, 1986 г.
  21. Ушаков Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1988 г.
  22. Шмаков С. А. Игры – шутки, игры – минутки. Москва “Новая школа”, 1993 г.

Список литературы

1. Буйлова Л.Н., Буданова Г.П. Дополнительное образование: норматив. Док. И материалы. - М.: Просвещение, 2008.

2. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей: Учеб.-метод. Пособие. - М.: ВЛАДОС, 2001.

3. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учеб. Пособие для студ. Учреждений сред. Проф. Образования. - М.: ВЛАДОС, 2004.

4. Дополнительное образование детей: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Под ред. О.Е. Лебедева. - М.: ВЛАДОС, 2000.

5. Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования// Библиотека журнала «Воспитание школьников» - Изд. Доп. Вып. 77. - М.: Школьная Пресса, 2008.

6. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. - СПб.: КАРО, 2004.

7. Критерии эффективности реализации образовательных программ дополнительного образования детей в контексте компетентностного подхода. Материалы к учебно-методическому пособию / Под ред. Проф. Н.Ф. Радионовой. - СПб.: Издательство ГОУ «СПбГДТЮ», 2005.

8. Малыхина Л.Б., Конасова Н.Ю., Бочманова Н.И. Аттестация педагогов дополнительного образования. Учебно-методическое пособие/ - М: Планета, 2011. -144с.

9. Оценка эффективности реализации программ дополнительного образования детей: компетентностный подход. Методические рекоммендации / Под ред. Проф. Н.Ф. Радионовой. - СПб.: Издательство ГОУ «СПб ГДТЮ», 2005.

10. Поташник М.М., Лазарев В.С. Управление развитием школы. - М., 1995.

Сост. Л.Н. Буйлова, И.А. Дрогов и др. - М.: ЦРСДОД Минобразования РФ, 2001.

11. Ширманова Е.А. Путешествие в страну «Грамматика»


Образовательные программы определяют содержание образования.

Образовательная программа, разрабатываемая на базе федерального образовательного стандарта (образовательного стандарта), представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации. Комплекс вышеупомянутых характеристик представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (ст. 2 п. 9 комментируемого Закона).

В ст. 3 комментируемого Закона среди основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования закреплен гуманистический характер образования. В соответствии с этим принципом законодатель в ч. 1 комментируемой статьи установил, что содержание образования должно содействовать «взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями»

Что касается содержания профессионального образования и профессионального обучения, то оно должно обеспечивать получение квалификации - уровня знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующего подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.

Законодательство разделяет образовательные программы на основные и дополнительные в зависимости от уровня образования, на котором эти программы реализуются.

Основные образовательные программы (ООП) реализуются по уровням общего и профессионального образования, а также по профессиональному обучению.

Дополнительные образовательные программы реализуются по дополнительному образованию.

Система образовательных программ может быть представлена следующим образом.

Образовательные программы в Российской Федерации

1. Основные образовательные программы

1.1. Основные общеобразовательные программы:

1.1.1. образовательные программы дошкольного образования;

1.1.2. образовательные программы начального общего образования;

1.1.3. образовательные программы основного общего образования;

1.1.4. образовательные программы среднего общего образования.

1.2. Основные профессиональные образовательные программы:

1.2.1. образовательные программы среднего профессионального образования

1.2.1.а. программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих;

1.2.1.б. программы подготовки специалистов среднего звена;

1.2.2. образовательные программы высшего образования:

1.2.2.а. программы бакалавриата;

1.2.2.б. программы специалитета;

1.2.2.в. программы магистратуры;

1.2.2.г. программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);

1.2.2.д. программы ординатуры;

1.2.2.е. программы ассистентуры-стажировки.

1. 3. Основные программы профессионального обучения :

1.3.1. программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих;

1.3.2. программы переподготовки рабочих, служащих;

1.3.3. программы повышения квалификации рабочих, служащих.

2. Дополнительные образовательные программы

2.1. Дополнительные общеобразовательные программы :

2.1.1. дополнительные общеразвивающие программы;

2.1.2. дополнительные предпрофессиональные программы.

2.2. Дополнительные профессиональные программы:

2.2.1. программы повышения квалификации;

2.2.2. программы профессиональной переподготовки.

По общему правилу, организация, осуществляющая образовательную деятельность, самостоятельно разрабатывает и утверждает свои образовательные программы.

Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования (ч. 6 комментируемой статьи).

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОСами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (ч. 7 комментируемой статьи).

Из этого правила законодательно закреплено исключение, предусмотренное для образовательных организаций высшего образования, имеющих право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты. Такие организации разрабатывают образовательные программы высшего образования самостоятельно на основе собственных образовательных стандартов.

Перечень образовательных организаций, наделенных таким правом, установлен ч. 10 ст. 11 комментируемого закона. В него включены:

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет;

Образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет»;

Образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «национальный исследовательский университет»;

Федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента РФ (Указ Президента РФ от 9 сентября 2008 г № 1332 «Об утверждении перечня федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, которые вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования»).

Как уже отмечалось, образовательная организация формирует свою образовательную программу на базе ФГОС и учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Под примерной основной образовательной программой понимается учебно-методическая документация, определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.

В состав такой учебно-методической документации входят:

Примерный учебный план,

Примерный календарный учебный график,

Примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).

Примерные программы разрабатываются по:

основным общеобразовательным программам :

Образовательным программам дошкольного образования;

Образовательным программам начального общего образования;

Образовательным программам основного общего образования;

Образовательным программам среднего общего образования;

основным профессиональным образовательным программам:

- образовательным программам среднего профессионального образования (программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программам подготовки специалистов среднего звена);

Образовательным программам высшего образования (программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки);

Основным образовательным программам в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).

Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ утверждается Министерством образования и науки РФ (Приказ Минобрнауки России от 28 мая 2014 № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ») .

Проекты примерных основных общеобразовательных программ разрабатываются по заказу Минобрнауки России. Они направляются разработчиками для организации проведения экспертизы в федеральное учебно-методическое объединение по общему образованию (УМО по общему образованию), создаваемое Минобрнауки России. В случае если федеральное УМО является разработчиком проекта примерной основной общеобразовательной программы, то оно самостоятельно организует проведение экспертизы проекта примерной основной общеобразовательной программы.

К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Примерные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям этой организации в соответствии с ее внутренними установлениями.

Проекты примерных основных профессиональных программ направляются разработчиками для организации проведения экспертизы в учебно-методические объединения в системе профессионального образования.

Разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная или иная приравненная к ней служба, служба в органах внутренних дел, служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. К таким федеральным органам исполнительной власти относятся Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков и т. д. В соответствии с Федеральным законом от 4 июня 2014 г. № 145-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации» к числу таких органов будет отнесен Следственный комитет РФ.

Разработку примерных программ ассистентуры-стажировки обеспечивает Министерство культуры РФ, а обеспечение разработки примерных программ ординатуры возлагается на Министерство здравоохранение РФ.

В соответствии с ч. 10 комментируемой статьи примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Содержащаяся в этом реестре информация является общедоступной.

Организации, которым предоставляется право ведения реестра, устанавливаются Министерством образования и науки РФ.

Ведение реестра осуществляется оператором путем:

Внесения в реестр реквизитов решения об одобрении примерной программы, реквизитов решения о переводе примерной программы в раздел архива, по которой принято такое решение;

Технического обеспечения функционирования реестра;

Автоматизированной обработки информации, содержащейся в реестре;

Предоставления доступа к примерным программам, содержащимся в реестре;

Обеспечения сохранности информации, содержащейся в реестре;

Обеспечения защиты информации, содержащейся в реестре.

Примерная программа после одобрения направляется Министерством образования и науки РФ или учебно-методическим объединением в системе профессионального образования оператору, который и размещает программу в реестре.

1. Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.

2. В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.

3. К основным образовательным программам относятся:

1) основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;

2) основные профессиональные образовательные программы:

А) образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;

Б) образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

3) основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

4. К дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

6. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

8. Образовательные организации высшего образования, имеющие в соответствии с настоящим Федеральным законом право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты, разрабатывают соответствующие образовательные программы высшего образования на основе таких образовательных стандартов.

9. Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов , если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

10. Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.

11. Порядок разработки примерных основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, проведения их экспертизы и ведения реестра указанных примерных основных образовательных программ, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования в области информационной безопасности, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Порядок разработки примерных основных образовательных программ высшего образования, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ высшего образования, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных образовательных программ высшего образования в области информационной безопасности, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных образовательных программ высшего образования, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

12. К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

13. Разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре обеспечивают федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная или иная приравненная к ней служба, служба в органах внутренних дел, служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации, примерных программ ассистентуры-стажировки - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, примерных программ ординатуры - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

(см. текст в предыдущей редакции)

14. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрабатываются и утверждаются примерные дополнительные профессиональные программы или типовые дополнительные профессиональные программы, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие дополнительные профессиональные программы.

15. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, разрабатываются и утверждаются примерные программы профессионального обучения или типовые программы профессионального обучения, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие программы профессионального обучения.

1. Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.

2. В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.

3. К основным образовательным программам относятся:

1) основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;

2) основные профессиональные образовательные программы:

а) образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;

б) образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

3) основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

4. К дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

6. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

8. Образовательные организации высшего образования, имеющие в соответствии с настоящим Федеральным законом право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты, разрабатывают соответствующие образовательные программы высшего образования на основе таких образовательных стандартов.

9. Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

10. Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.

11. Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных профессиональных образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных профессиональных образовательных программ в области информационной безопасности, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных образовательных программ, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

12. К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

13. Разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная или иная приравненная к ней служба, служба в органах внутренних дел, служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, примерных программ ассистентуры-стажировки - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, примерных программ ординатуры - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

14. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрабатываются и утверждаются примерные дополнительные профессиональные программы или типовые дополнительные профессиональные программы, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие дополнительные профессиональные программы.

15. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, разрабатываются и утверждаются примерные программы профессионального обучения или типовые программы профессионального обучения, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие программы профессионального обучения.