Биография есенина краткое содержание. Есенин сергей александрович

Творчество Сергея Александровича Есенина знакомо и горячо любимо не одним поколением в нашей стране. Тихая лирическая грусть, любовь к Родине, щемящая тоска по крестьянской, лапотной Руси проходят красной нитью во всех произведениях этого великого русского поэта начала двадцатого века.

Стихотворения «Береза», «Отговорила роща золотая…», «Письмо к матери», «Дай, Джим, на счастье лапу мне…», «Мы теперь уходим понемногу...» и многие другие знакомы нам со школьной скамьи, на стихи Есенина написано много песен. Они учат нас доброте, сочувствию к ближним, любви к родной стороне, возвышают и одухотворяют нас.

Жизнь С. А. Есенина трагически оборвалась в молодом возрасте, на пике творческих сил и популярности. Но его прекрасные произведения навсегда останутся тем духовным наследием, которое является национальным достоянием России.

Узнавая биографию Есенина, интересные факты из жизни поэта, мы погружаемся в эпоху молодой советской России, которая характеризовалась многочисленными разногласиями в обществе того времени и, возможно, явилась причиной его раннего ухода из жизни.

Самородок из русской глубинки

Родился Сергей Есенин 21 сентября (3 октября по современному стилю) 1895 года в с. Константиново Рязанской губернии, в простой крестьянской семье.

Поскольку отец С. А. Есенина почти постоянно находился в Москве, работая там в лавке, и бывал в селе изредка, Есенин воспитывался у своего деда и бабушки по материнской линии и трех дядек (братьев матери). Мать Сережи с его двухлетнего возраста уезжала на заработки в Рязань.

Дед Есенина - Федор Титов хорошо знал церковные книги, а бабка - Наталья Титова была прекрасной рассказчицей сказок, пела множество песен и частушек, как позже признался сам поэт, именно она дала толчок к написанию первых стихов.

К пяти годам мальчик научился читать, а в 1904 году в возрасте 9 лет его отдают в сельское земское училище. Проучившись пять лет, он с отличием оканчивает училище. Затем в 1909 году и до 1912 года подросток Сергей Есенин продолжил обучение в церковно-приходской школе в селе Спас-Клепики, получив специальность «учитель школы грамоты».

Первые шаги в творческом пути

В 1912 году, окончив Спасо-Клепиковскую школу, С. А. Есенин недолго работает в Москве вместе с отцом в мясной лавке. Уйдя из лавки и работая в типографии, Есенин знакомится с будущей гражданской женой Анной Изрядновой, которая родила ему сына. Тогда же Есенин становится вхожим в Суриковский круг литературы и музыки.

В 1913 году С. А. Есенин становится вольнослушателем историко-философского факультета Московского городского народного университета имени Шанявского. Тут есть интересный факт о Есенине, что он в этот период тесно общался с революционно настроенными рабочими, что объясняет заинтересованность полиции его личностью.

В 1914 году его произведения впервые публикуют в журнале «Мирок», первый сборник стихов выходит в 1916-м и называется «Радуница». В 1915 году Есенин расстается с Изрядновой и уезжает в Петроград, знакомясь там с русскими поэтами-символистами, и в частности с А. Блоком. Жизнь в Петрограде принесла ему славу и признание, его стихи тогда начали публиковаться во многих изданиях.

Война и революция

В начале 1916 года Есенин призывается в армию и служит санитаром в Царскосельском военно-санитарном поезде при императрице. Но несмотря на близкое знакомство с царской семьей, Есенин попадает в дисциплинарную часть, так как отказался написать стих в честь царя. В 1917 году поэт самовольно покинул армию и примкнул к эсерам, как говорил сам, не как партийный, а как поэт.

События революции стремительно захватили страстную натуру поэта. Всей душой принимая ее, Есенин создает свои революционные произведения «Отчарь», «Октоих», «Иорданская голубица», «Инония» и др.

В 1917 году С. А. Есенин знакомится и влюбляется в Зинаиду Райх. В официальном браке у них появились дочь Татьяна и сын Константин. Но спустя три года брак распался из-за влюбчивой натуры поэта.

В 1918 году поэт уезжает в Москву, его жизнь наполняется изменениями, которые принесла революция: по стране шествуют голод, разруха и террор, рушится крестьянский быт, а поэтические салоны наполнены разношерстной окололитературной публикой.

Имажинизм и Айседора

В 1919 году Есенин совместно с А. Б. Мариенгофом и В. Г. Шершеневичем становится основателем имажинизма - движения, сутью которого является образность и метафора в создаваемых произведениях. Есенин принимает активное участие в организации имажинистского литературного издательства и кафе «Стойло Пегаса».

Но вскоре вычурные метафоры ему приедаются, так как всё же его душа лежит к старинным укладам русской деревни. В 1924 году Есенин прекращает все отношения с имажинистами.

В 1921 году в Москву приезжает американская танцовщица Айседора Дункан, которая спустя полгода станет женой Есенина. После свадьбы молодожены отправились в путешествие по Европе, а затем в Америку, где Есенин прожил 4 месяца.

В этом кругосветном путешествии поэт часто дебоширил, вел себя эпатажно, много выпивал, пара часто скандалила, хотя говорили они на разных языках. Прожив месте чуть больше года, они расстаются по возвращении в Россию.

Последние годы жизни

В 1923-1924 гг. Есенин продолжает много путешествовать по стране, побывав и в Средней Азии, и на Кавказе, в Мурманске и на Соловках. Много раз посещает родное село Константиново, живет в Ленинграде или в Москве.

В этот период издаются сборники поэта «Стихи скандалиста» и «Москва кабацкая», «Персидские мотивы». В поисках себя Есенин продолжает много пить, часто его обуревает тяжелая депрессия.

В 1925 году Есенин заключает брак с внучкой Льва Толстого - Софьей Андреевной. Союз этот продлился всего несколько месяцев. В ноябре 1925 года на фоне тяжелого физического и морального состояния, а возможно, и чтобы уберечь от ареста, С. А. Толстая определяет его в Московскую психоневрологическую клинику.

Есенин заканчивает двухлетнюю работу над одним из последних своих произведений «Черный человек», в котором представляет всю свою прошедшую жизнь ночным кошмаром.

Пробыв около месяца в клинике, поэт сбегает в Ленинград и 24 декабря останавливается в номере гостиницы «Англетер». В ночь с 27 на 28 декабря в номере обнаруживают покончившего жизнь самоубийством поэта и написанное кровью его последнее стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…».

Есть и другие любопытные вещи о русском поэте:

  1. Дяди Есенина - взрослые холостые сыновья бабки и деда - имели веселый, задорный нрав, часто озорничали и по-своему, достаточно специфическими методами, воспитывали мальчика. Так, впервые посадив трехлетнего Сережу верхом без седла, они пустили лошадь галопом. И плавать научили мальчика так же - добирались до середины озера на лодке и бросали в воду. Зато в восьмилетнем возрасте, как вспоминал потом Сергей Есенин интересные факты из детства, по просьбе соседа он плавал вместо охотничьей собаки, подбирая подстреленных уток.
  2. Первые стихи мальчик пишет в возрасте 8-9 лет. Стихи просты, незатейливы и напоминают по стилю частушки.
  3. Вместо четырех положенных лет учебы в земском училище из-за плохого поведения Сережу оставляют на второй год. Этот интересный факт о Есенине говорит о его бунтарском характере, проявившемся еще в отроческом возрасте.
  4. Стих «Береза» - первое напечатанное произведение поэта.
  5. На фронт поэт не попадает, возможно, благодаря такому интересному факту о Есенине, что весной 1916 года его стихи слушала сама императрица Александра Федоровна. Поэт даже путешествовал по Крыму вместе с царской четой.
  6. В 1918 году Есенин пообещал достать бумагу, которая была в остром дефиците в то время, для своих друзей из издательства «Трудовая артель художников слова». Для этого он, переодевшись в одежду крестьянина, направился прямиком в Президиум Московского совета, где бумагу выдали для нужд «крестьянских поэтов».
  7. Стихотворение «Письмо к женщине» Есенин посвятил Зинаиде Райх. После брака с Есениным она вышла замуж за театрального режиссера В. Э. Мейерхольда, который усыновил сына и дочь Есенина.
  8. Айседора Дункан - третья жена А. С. Есенина - была старше его на 18 лет. В браке они объединили свои фамилии, подписываясь оба Дункан-Есенин.
  9. Интересный факт о Есенине и Маяковском - это то, что они были вечными оппонентами и критиковали творчество друг друга. Однако это не мешало им за глаза признавать талант другого.
  10. После написания поэмы «Страна негодяев», где Есенин нелицеприятно пишет о советской власти, начинается травля в газетах, обвинения в пьянстве, дебоширстве и т. д. Есенину даже пришлось скрываться от судебного преследования в одной из поездок на Кавказ.
  11. Смерть поэта стала одной из величайших тайн ХХ века. Труп Есенина нашли повешенным на высоте трех метров. По одной из версий, его решили убрать как неугодного советскому режиму. А стихи кровью он написал в связи с отсутствием чернил.

Подводя итоги, можно сказать, что жизнь Есенина, биография и интересные факты являются доказательством того, что масштабную личность нельзя заточить в какие-либо рамки и ограничить политическими режимами. Сергей Есенин - великий русский поэт, который в своем индивидуальном, неповторимом творчестве воспевает русскую душу, такую страстную, ранимую, бунтующую и открытую нараспашку.

Родился Есенин 21 сентября1895 года в селе Константиновка Рязанской губернии. Большую часть своего творчества поэт посвятил простому народу, русской деревне, откуда он и сам был родом. Семья Есенина была бедной, родители относились к крестьянскому роду и потому много работали. Отец поэта Александр Никитич работал в мясной лавке, а после получил должность приказчика в Москве. Мать Есенина Татьяна Федоровна получила работу в Рязани. Вследствие этого родители поэта приняли решение разойтись. Но через несколько лет опять сошлись, и у Есенина появилось две сестры.

В 1904 году Есенин начал обучение в Константиновской земской школе. Поведение поэта оставляло желать лучшего, один раз его даже оставили на второй год. Но все же окончил школу Есенин с высокими оценками. Его родители хотели, чтобы он стал учителем. Поэтому Есенин начал учебу в церковно-приходской школе в Спас-Клепиках. После окончания педагогического образования молодой поэт решает отправиться в Москву. Там отец помогает ему устроиться на работу в мясную лавку, а позже в типографию.

С юных лет Есенин занимается творчеством. А в 1914 году в журнале «Мирок» впервые было опубликовано его стихотворение «Береза». Молодой поэт не решился подписать его настоящим именем и использовал псевдоним Аристон.

В 1916 году Есенин выпускает первую книгу «Радуница». Постепенно к поэту приходит известность. Даже императрица Александра Федоровна часто приглашает Есенина в Царское Село, чтобы он лично читал свои стихотворения.

После революции 1917 года поэт выпускает поэму «Преображение», в которой прослеживаются лозунги Интернационала. Затем выходят его книги: «Голубень» (1918) и второе издание «Радуницы» (1918).

С 1919 года в творчестве Есенина начинается период имажинизма. Тогда были написаны: «Сорокоуст» (1920), поэма «Пугачев» (1921), трактат «Ключи Марии» (1919).

В 1924 году было написано одно из лучших лирических стихотворений поэта - «Письмо матери». Он посвятил его своей маме. В этом же году выходит сборник «Персидские мотивы».

Сергей Есенин много путешествовал. Он побывал и в Европе, и в Средней Азии, некоторое время даже жил в Америке. Так же поэт был и на Кавказе. Здесь печатается его сборник «Красный восток».

После 1924 года здоровье Есенина пошатнулось, он начинает много пить, устраивает драки и скандалы в питейных заведениях. Было даже возбуждено несколько уголовных дел, но позже их закрыли.

Сергей Есенин несколько раз был в браке. Его первая жена Анна Изряднова родила ему сына Юрия, вторая жена Зинаида Райх подарила сразу двух детей – Константина и Татьяну. Но эти союзы долго не просуществовали. Считается, что самой большой любовью поэта была американская танцовщица Айседора Дункан. С ней поэт познакомился в 1921 году. Они вместе путешествовали по Европе и Америке. Но после возвращения в Россию расстались. Последней женой была Софья Толстая, но брак также распался. В жизни поэта было много женщин, одной из них была Галина Бениславская. Она всегда была рядом с поэтом и считалась его личным секретарем.

О том, что Есенин много пил знали все. В 1925году он даже проходил лечение в московской клинике, но не закончил его и переехал в Ленинград. Там он проживал в гостинице, где и настигла его смерть. Он умер 28 февраля 1925 года. Обстоятельства его смерти до сих пор не известны. Многие считают, что это было убийство. В ночь перед смертью поэт написал свое последнее стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…», что может свидетельствовать все же о его самоубийстве. Похоронен поэт в Москве на Ваганьковском кладбище.

Творчество

Сергей Александрович Есенин прожил очень короткую, но плодотворную жизнь. Его произведения актуальны сегодня. Учат любви, побуждают к размышлениям о духовной жизни. 1895 год знаменит рождением Сергея Есенина. Осенью 21 сентября в глубинке Рязанской области села Константиново в семье крестьян родился будущий известный поэт.

Значительную часть своего детства Есенин провел в окружении родителей матери, где поэт познакомился с книгами. Интеллигентность, образованность родственников, бабушкина любовь к народному творчеству увлекла и вдохновила подростка к созданию первых стихов. В пять лет он свободно читал и занимался сочинительством.

Начальное образование будущий поэт в 1904 - 1909 гг. получает в земском училище. Следующий этап: ученик церковно-учительской школы. С 1912г. поэт проживает в Москве, где работает типографским рабочим. Этот период можно назвать временем:

  1. плодотворной работы;
  2. знакомство с Блоком и творчеством большого количества писателей;
  3. получения образования в университете имени Шанявского с 1913г;
  4. участие в заседаниях Суриковского кружка.

Первые стихи Есенина были опубликовал детский журнал в 1914 г. С этого времени начинается рост популярности поэта. В 1918 - 1920 годах выходят в свет новые сборники: Исповедь хулигана, Трерядница, Москва кабацкая, Голубень. Влюбчивость молодого творца связала его браком в разные периоды жизни с четырьмя очаровательными женщинами, которым посвящено немало произведений.

В печатных изданиях с 1915-1917 г. все чаще публикуются произведения Есенина. С 1920г. начинается взлет позднего творчества. Появляются поэмы Анна Снегина, Цветы, цикл Персидские мотивы. На стихи поэта созданы песни любимые народом. Жизнь поэта оборвалась внезапно 25 декабря 1925г. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

11 класс. 3 класс для детей

Интерсная биография Есенина по датам

Появился на свет светоч русской поэзии 21.09.1895 года в далекой Рязанской губернии (село Константиново). Мать Есенина была крестьянкой, отец уезжал на заработки в столицу, работал в типографии. Кроме сына, в семье Есениных были еще две сестры.

Начало учебы русского поэта прошло в земском училище, где он проучился пять лет. Окончив училище, поэт поступает в церковноприходскую школу, а в 1913 году покидает родную губернию и уезжает в Москву с целью поступить в университет Шанявского. В эти годы Сергей Александрович уже пробует себя на поэтическом поприще. Во время посещения Петрограда он нашел возможность встретиться с уже популярным в северной столице поэтом Александром Блоком и декламирует ему свои произведения. Эта встреча очень помогает ему в дальнейшем творчестве. Там же он начитает общаться с поэтами, занимающимися новым «ново крестьянским» направлением.

В Москве поэт живет на Большом Строченовском переулке, служит помощником корректора (подчитчиком) в «Сытинской» типографии на Пятницкой, там и знакомится со своей будущей сожительницей Анной Изрядновой. У них родился первенец Юрий. В 1916 году издается первый сборник стихов поэта, названный «Радуница». Именно он приносит известность поэту. Основной темой Есенина неизменно оставалась Родина – крестьянская Русь, любовь к которой он пронес через всю свою короткую, но яркую жизнь.

С 1914 года его произведения печатают в детских изданиях. Признание быстро настигла поэта. Выходят в свет его книги «Голубень» и «Преображение». Его произведения, хотя и своеобразно, отмечает великий Максим Горький. Позже, в двадцатых годах, Есенин увлекается еще одним поэтическим направлением – имажинизмом, став одним из создателей этого «ордена», и выпускает в этом стиле несколько сборников.

Личная жизнь поэта была не менее увлекательной, чем творчество. С первой гражданской женой он прожил мало, так как очень увлекся Айседорой Дункан – яркой и талантливой танцовщицей, с которой много путешествовал. Но внезапно вспыхнувшая страсть так же резко погасла, поэт вернулся в Москву, а позже уезжает в путешествие по Закавказью. Издается сборник его стихов «Персидские мотивы», стихотворения «Письмо к женщине», «Письмо матери» и «Русь уходящая».

Вскоре Есенин женится на Зинаиде Райх, подарившей ему двоих детей, однако и он распался.

Последний брак – с внучкой Льва Толстого Софьей Андреевной Толстой – был несчастливым. У него начались проблемы с властями, критика его разгульного образа жизни в печати, поэтом овладела алкогольная зависимость, на него заводят уголовное дело. Обеспокоенная супруга с помощью Раковского определяет его в платную клинику для психических больных.

21.12.1925 года поэт покидает больницу, забрав все сбережения, выезжает в Ленинград, где через неделю его находят мертвым в гостинице «Англетер». По одной из версий он повесился, по другой убийство было организовано сотрудниками ОГПУ.

Про великого поэта

С.А.Есенин появился на свет в 1895 году, в селе Константиново. Его родители были простыми крестьянами. После пятилетнего обучения в земском училище, Есенин поступает в церковную школу в Спас-Клепиках. В 1912 году Сергей решает покинуть свой родной дом и уехать в Москву. Там он устраивается на работу в мясную лавку, после он находит работу в типографии. Спустя год будущий поэт поступает в столичный университет вольнослушателем на историю, в отделение философии.

В 1914 году журнал «мирок» публикует стихи Есенина. Он решает посетить Петроград, чтобы прочитать свои стихи А.Блоку и другим поэтам. Там он выпускает сборник стихов «Радуница», именно этот сборник делает знаменитым автора. В дальнейшем он выпускает такие сборники как «Исповедь хулигана», «Москва кабацкая» и другие.

В 1921 году Есенин влюбляется в очаровательную танцовщицу Айседору Дункан и уже спустя полгода жениться на ней. Влюбленные начали путешествовать по всей Европе и США. Но счастье было не долгим, по приезду на родину они расстались. В эти годы он занялся продажей книг в книжной лавке. Большую часть своего времени проводил там. Перед смертью поэт путешествовал по Союзу. Посетил Кавказ, Ленинград, Константиново и Азербайджан. В Азербайджане он и выпустил свой новый сборник «красный восток».

В 1924 году в жизни Есенина происходит переломный момент. Все газеты обвиняют его в пьянстве, хулиганстве и тому подобное. После Сергея помещают в психиатрическую лечебницу, откуда он потом сбегает. Он снимает всю свою наличность с книжки и уезжает в Ленинград. Приехав в город, он снимает номер в гостинице. Несколько дней он встречался с разными поэтами.

28 декабря 1925 года в номере гостинице обнаруживают повешенное тело Есенина. Много было споров и предположений, но большинство считают, что Сергей Есенин покончил с собой. Есенин тонко передавал свои чувства и переживания через стихи. Особенно он любил писать про красоту природы. Последние его стихи как будто говорили о скорой смерти поэта. Он пишет стихи «Письмо к сестре», «До свиданья, друг мой, до свиданья», возможно, он чувствовал близость своей кончины и попрощался таким образом.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Аркадий Гайдар
  • Гоген Поль

    Наверное, практически для каждого творца и подлинного художника биография имеет довольно высокое значение. Формирование взглядов, наличие насыщенного опыта – подобные факторы и формируют творческую индивидуальность.

  • Булгаков Михаил Афанасьевич

    Родился писатель на территории столицы Украины. В семье был самым старшим из семи детей. Был весьма образованным, успешно закончил университет и после учёбы пошёл работать в госпиталь, так как это было популярно среди его ровесников.

  • Николай Иванович Вавилов

    Вавилов Николай Иванович это биолог, генетик, он входил в команду людей, которые основали сельскохозяйственные науки Советского Союза.

  • Аристотель

    Аристотель – один из самых знаменитых древнегреческих философов, создал множество теоретических трудов в таких науках, как физика, медицина, астрономия, математика, логика и политика.

Родился 21 сентября (3 октября) 1895 года в с. Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина.

Образование в биографии Есенина было получено в местном земском училище(1904-1909), затем до 1912 года – в классе церковно-приходской школы. В 1913 году поступил в городской народный университет Шанявского в Москве.

Начало литературного пути

В Петрограде свои стихи Есенин читает Александру Блоку и другим поэтам. Сближается с группой «новокрестьянских поэтов», и сам увлекается этим направлением. После публикации первых сборников («Радуница»,1916 г.) поэт получил широкую известность.

В лирике Есенин мог психологически подойти к описанию пейзажей. Еще одной темой поэзии Есенина является крестьянская Русь, любовь к которой чувствуется во многих его произведениях.

Начиная с 1914 года Сергей Александрович печатается в детских изданиях, пишет стихи для детей (стихотворения «Сиротка»,1914г., «Побирушка»,1915г., повесть «Яр»,1916 г., «Сказка о пастушонке Пете…»,1925 г.).

В это время к Есенину приходит настоящая популярность, его приглашают на различные поэтические встречи. Максим Горький писал: «Город встретил его с тем восхищением, как обжора встречает землянику в январе. Его стихи начали хвалить, чрезмерно и неискренне, как умеют хвалить лицемеры и завистники».

В 1918-1920 годах Есенин увлекается имажинизмом, выпускает сборники стихов: «Исповедь хулигана»(1921),«Трерядница»(1921), «Стихи скандалиста»(1923), «Москва кабацкая»(1924).

Личная жизнь

После знакомства с танцовщицей Айседорой Дункан в 1921 году, Есенин вскоре женится на ней. До этого жил с А.Р.Изрядновой (имел с ней сына Юрия), З.Н.Райх (сын Константин, дочь Татьяна), Н.Вольпиной (сын Александр). После свадьбы с Дункан путешествовал по Европе, США. Их брак оказался краток – в 1923 году пара распалась, и Есенин вернулся в Москву.

Последние годы жизни и смерть

В дальнейшем творчестве Есенина очень критично были описаны российские лидеры (1925, «Страна негодяев»). В этом же году в жизни Есенина выходит издание «Русь Советская».

Осенью 1925 года поэт женится на внучке Л. Толстого – Софье Андреевне. Депрессия, алкогольная зависимость, давление властей послужило причиной того, что новая жена поместила Сергея в психоневрологическую больницу.

Затем в биографии Сергея Есенина произошел побег в Ленинград. А 28 декабря 1925 года наступила смерть Есенина, его тело нашли повешенным в гостинице «Англетер».

Родился в крестьянской семье, в селе Константинове Рязанского уезда Рязанской губернии. С малых лет был отдан на воспитание зажиточному деду. Учился в сельской школе, затем - в церковно-учительской школе в Спас-Клепиках. Летом 1912 г. приехал в Москву, к отцу, работающему приказчиком у купца. Работал корректором в сытинской типографии.

Вошел в Суриковский художественно-литературный кружок.

Первые поэтические опыты пробуждаются рано. Некоторое время в юности Есенин сочинял, по собственному признанию, "только духовные стихи" и лишь по просьбе школьных товарищей решил "попробовать себя в стихах другого рода". Подготовленный летом 1912 г. сборник юношеских стихов "Больные думы" остался при жизни поэта неопубликованным.

Начал печатать стихи в мелких московских журналах. В марте 1915 г. появился в Петрограде. Познакомился с Блоком, Городецким, Клюевым. Привлек к себе большое внимание. Издал первую книгу стихов "Радуница" (начало 1916 г.). Был в апреле 1916 г. призван в армию, служил в санитарном поезде.

С восторгом встретил Февральскую революцию. В пооктябрьские годы создал множество прекрасных произведений, став великим национальным поэтом.

В 1918 г. в Петрограде выходит вторая книга стихов Есенина "Голубень", подтвердившая талант Есенин как самобытного поэта крестьянской России.

Живая поэзия Есенина воплощает красоту мира во всех ее проявлениях. Есенину был присущ феноменальный дар тонко воспринимать едва ощутимые состояния и неуловимо ускользающие мгновения бытия природы.

Поэт слышал и "звон надломленной осоки", и то, как "нежно охает ячменная солома, свисая с губ кивающих коров".

Образами природы у Есенина пронизана и любовная лирика. Женские образы в его поэзии кажутся прямым порождением мира идеального и мечты и тем не менее обладают чертами соблазнительной земной, полнокровной жизни. Таково, например, стихотворение "Не бродить, не мять в кустах багряных..." (1916 ); неземная красота его героини созвучна лучшим образцам классической любовной лирики.

Начиная с 1917 г. путь Есенина становится все более противоречивым. Во вневременный, гармонически цельный мир есенинской Руси вторгается теперь история. Об этом говорят уже сами заглавия новых книг поэта: "Преображение (1918 ), "Пугачев" (1922 ), "Песнь о великом походе" (1925 ), "Русь советская" (1925 ). И лирика, и образ лирического героя, и сам облик поэта резко меняются, приходит поэзия "бунта".

Есенин принимает участие в двух сборниках "Скифы" (1917 , второй помечен 1918 г.), выпущенных ориентирующейся на левых эсеров одноименной литературной группой, вдохновляемой идеологом мистического, мессианского социализма Р. В. Ивановым-Разумником. Есенин и Н. Клюев превозносятся им как поэты-пророки "России будущего". В стихах Есенина появляется мотив вызова старой патриархальной России (поэма "Инония", 1918 ). Есенин отказывается от Христа, проклинает Китеж и Радонеж как символы святой Руси и грозится "выщипать Богу бороду и "вылизать" на иконах "Лики мучеников и святых".

В 1919 г. Есенин - один из создателей (вместе с А. Мариенгофом, В. Шершеневичем и Р. Ивневым) русского имажинизма, целью которого для него было не только "проведение в жизнь силы образа", но и отдаление от патриархальной России, от клюевского "избяного космоса" и сближение с урбанистическим миром, с полной морально-нравственной раскрепощенностью "цивилизованного" человека. Прельщала в имажинизме Есенина и возможность заявить о своем "европеизме", освободиться от сковывающего его амплуа "пастушеского" поэта. Есенин вступает в полосу своего продолжавшегося до последних дней богемного существования. Женившись в 1922 г. на знаменитой американской танцовщице Айседоре Дункан, он затем более года проводит с нею в турне по Европе и Америке.

Последние годы жизни Есенин были отмечены трагическими противоречиями. Высвобождение из-под власти патриархальной Руси и сближение с цивилизованным миром не только не обогатило, но нанесло немало жесточайших ран самочувствию поэта. В 1924-25 гг. он создает такие шедевры, как книга стихов "Москва кабацкая" (1924) , поэма "Черный человек" (1925 ).

И все же в борьбе власти против "старой", исконной России с ее прежде всего "пахотной идеологией" Есенин решительно встал на сторону последней. В его поэзии присутствует сочувствие разгромленному повстанческому крестьянскому движению, с одной стороны, и скрытое сопротивление, страх перед бездуховностью, перед насилием - с другой: "Сорокоуст", "Мир таинственный, мир мой древний..." (1921 ); то же самое в драматических поэмах "Пугачев" и "Страна негодяев" (1922-23 ).

Попытка поэта приглядеться к "новизне" послереволюционной деревни утешительных результатов не приносит ("Возвращение на родину", 1924 ). На родине он только и видит что взметнувшуюся "колокольню без креста", в избе выброшенные с божничной полки сестрами-комсомолками иконы, вместо которых "на стенке календарный Ленин".

В последний период жизни Есенин сознательно отдаляется от деревни, как от чуждой ему советской "нови".

Он так и уходит из жизни с поэтическим взором, более обращенным в свой внутренний мир, нежели во внешнюю действительность. Все настойчивее звучит в его поэзии тема приближающейся смерти.

Жизнь Есенина трагически оборвалась в Ленинграде, в гостинице "Англетер" при невыясненных обстоятельствах. Похоронен поэт в Москве на Ваганьковском кладбище.

Есенин — Сергей Александрович (1895-1925), русский поэт. С первых сборников («Радуница», 1916; «Сельский часослов», 1918) выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. В 1919-23 входил в группу имажинистов. Трагическое мироощущение, душевное смятение выражены в циклах «Кобыльи корабли» (1920), «Москва кабацкая» (1924), поэме «Черный человек» (1925). В поэме «Баллада о двадцати шести» (1924), посвященной бакинским комиссарам, сборнике «Русь Советская» (1925), поэме «Анна Cнегина» (1925) Есенин стремился постигнуть «коммуной вздыбленную Русь», хотя продолжал чувствовать себя поэтом «Руси уходящей», «золотой бревенчатой избы». Драматическая поэма «Пугачев» (1921).

Детство и юность

Родился в крестьянской семье, ребенком жил в семье деда. Среди первых впечатлений Есенина духовные стихи, распевавшиеся странствующими слепцами, и бабушкины сказки. С отличием закончив Константиновское четырехклассное училище (1909), он продолжил обучение в Спас-Клепиковской учительской школе (1909-12), из которой вышел «учителем школы грамоты». Летом 1912 Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, где приказчиком работал его отец. После конфликта с отцом ушел из лавки, работал в книгоиздательстве, затем в типографии И. Д. Сытина; в этот период он примкнул к революционно настроенным рабочим и оказался под надзором полиции. В это же время Есенин занимается на историко-философском отделении университета Шанявского (1913-15).

Литературный дебют и успех

С детства слагавший стихи (в основном в подражание А. В. Кольцову, И. С. Никитину, С. Д. Дрожжину), Есенин обретает единомышленников в «Суриковском литературно-музыкальном кружке», членом которого он становится в 1912. Печататься начинает в 1914 в московских детских журналах (дебют стихотворение «Береза»). Весной 1915 Есенин приезжает в Петроград, где знакомится с А. А. Блоком, С. М. Городецким, А. М. Ремизовым, Н. С. Гумилевым и др., сближается с Н. А. Клюевым, оказавшим на него значительное влияние. Их совместные выступления со стихами и частушками, стилизованными под «крестьянскую», «народную» манеру (Есенин являлся публике златокудрым молодцем в расшитой рубашке и сафьяновых сапожках), имели большой успех.

Служба в армии

В первой половине 1916 г. Есенин призывается в армию, но благодаря хлопотам друзей получает назначение («с высочайшего соизволения») санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны, что позволяет ему беспрепятственно посещать литературные салоны, бывать на приемах у меценатов, выступать на концертах. На одном из концертов в лазарете, к которому он был прикомандирован (здесь же несли службу сестер милосердия императрица и царевны), происходит его встреча с царской семьей. Тогда же вместе с Н. Клюевым они выступают, одетые в древнерусские костюмы, сшитые по эскизам В. Васнецова, на вечерах «Общества возрождения художественной Руси» при Феодоровском городке в Царском Селе, а также приглашаются в Москве к великой княгине Елизавете. Вместе с монаршей четой в мае 1916 года Есенин в качестве санитара поезда посещает Евпаторию. Это была последняя поездка Николая II в Крым.

«Радуница»

Первый сборник стихов Есенина «Радуница» (1916) восторженно приветствуется критикой, обнаружившей в нем свежую струю, отмечавшей юную непосредственность и природный вкус автора. В стихах «Радуницы» и последующих сборников («Голубень», «Преображение», «Сельский часослов», все 1918, и др.) складывается особый есенинский «антропоморфизм»: животные, растения, явления природы и пр. очеловечиваются поэтом, образуя вместе с людьми, связанными корнями и всем своим естеством с природой, гармоничный, целостный, прекрасный мир. На стыке христианской образности, языческой символики и фольклорной стилистики рождаются окрашенные тонким восприятием природы картины есенинской Руси, где все: топящаяся печка и собачий закут, некошеный сенокос и болотные топи, гомон косарей и храп табуна становится объектом благоговейного, почти религиозного чувства поэта («Я молюсь на алы зори, Причащаюсь у ручья»).

Революция

В начале 1918 Есенин переезжает в Москву. С воодушевлением встретив революцию, он пишет несколько небольших поэм («Иорданская голубица», «Инония», «Небесный барабанщик», все 1918, и др.), проникнутых радостным предчувствием «преображения» жизни. Богоборческие настроения сочетаются в них с библейской образностью для обозначения масштаба и значимости происходящих событий. Есенин воспевая новую действительность и ее героев пытался соответствовать времени («Кантата», 1919). В более поздние годы им были написаны «Песнь о великом походе», 1924, «Капитан земли», 1925, и др.). Размышляя, «куда несет нас рок событий», поэт обращается к истории (драматическая поэма «Пугачев», 1921).

Имажинизм

Поиски в сфере образности сближают Есенина с А. Б. Мариенгофом, В. Г. Шершеневичем, Р. Ивневым, в начале 1919 они объединяются в группу имажинистов; Есенин становится завсегдатаем «Стойла Пегаса» литературного кафе имажинистов у Никитских ворот в Москве. Однако поэт лишь отчасти разделял их платформу стремление очистить форму от «пыли содержания». Его эстетические интересы обращены к патриархальному деревенскому укладу, народному творчеству духовной первооснове художественного образа (трактат «Ключи Марии», 1919). Уже в 1921 Есенин выступает в печати с критикой «шутовского кривляния ради самого кривляния» «собратьев»-имажинистов. Постепенно из его лирики уходят вычурные метафоры.

«Москва кабацкая»

В начале 1920-х гг. в стихах Есенина появляются мотивы «развороченного бурей быта» (в 1920 распался длившийся около трех лет брак с З.Н. Рейх), пьяной удали, сменяющейся надрывной тоской. Поэт предстает хулиганом, скандалистом, пропойцей с окровавленной душой, ковыляющим «из притона в притон», где его окружает «чужой и хохочущий сброд» (сборники «Исповедь хулигана», 1921; «Москва кабацкая», 1924).

Айседора

Событием в жизни Есенина явилась встреча с американской танцовщицей Айседорой Дункан (осень 1921), которая через полгода стала его женой. Совместное путешествие по Европе (Германия, Бельгия, Франция, Италия) и Америке (май 1922 август 1923), сопровождавшееся шумными скандалами, эпатирующими выходками Айседоры и Есенина, обнажило их «взаимонепонимание», усугублявшееся и буквальным отсутствием общего языка (Есенин не владел иностранными языками, Айседора выучила несколько десятков русских слов). По возвращении в Россию они расстались.

Стихи последних лет

На родину Есенин вернулся с радостью, ощущением обновления, желанием «быть певцом и гражданином... в великих штатах СССР». В этот период (1923-25) создаются его лучшие строки: стихотворения «Отговорила роща золотая...», «Письмо к матери», «Мы теперь уходим понемногу...», цикл «Персидские мотивы», поэма «Анна Cнегина» и др. Главное место в его стихах по-прежнему принадлежит теме родины, которая теперь приобретает драматические оттенки. Некогда единый гармоничный мир есенинской Руси раздваивается: «Русь Советская» «Русь уходящая». Намеченный еще в стихотворении «Сорокоуст» (1920) мотив состязания старого и нового («красногривый жеребенок» и «на лапах чугунных поезд») получает развитие в стихах последних лет: фиксируя приметы новой жизни, приветствуя «каменное и стальное», Есенин все больше ощущает себя певцом «золотой бревенчатой избы», поэзия которого «здесь больше не нужна» (сборники «Русь Советская», «Страна Советская», оба 1925). Эмоциональной доминантой лирики этого периода становятся осенние пейзажи, мотивы подведения итогов, прощания.

Трагический финал

Одним из последних его произведений стала поэма «Страна негодяев» в которой он обличал советскую власть. После этого на него началась травля в газетах, обвиняя его в пьянстве, драках и.т.д. Последние два года жизни Есенина прошли в постоянных разъездах: скрываясь от судебного преследования он трижды совершает путешествия на Кавказ, несколько раз ездит в Ленинград, семь раз в Константиново. При этом в очередной раз пытается начать семейную жизнь, но его союз с С.А. Толстой (внучкой Л. Н. Толстого) не был счастливым. В конце ноября 1925 из-за угрозы ареста ему пришлось лечь в психоневрологическую клинику. Софья Толстая договорилась с профессором П.Б. Ганнушкиным о госпитализации поэта в платную клинику Московского университета. Профессор обещал предоставить ему отдельную палату, где Есенин мог заниматься литературной работой. Сотрудники ГПУ и милиции сбились с ног, разыскивая поэта. О его госпитализации в клинику знали всего несколько человек, но осведомители нашлись. 28 ноября чекисты примчались к директору клиники профессору П.Б. Ганнушкину и потребовали выдачи Есенина, но он не выдал на расправу своего земляка. За клиникой устанавливается наблюдение. Выждав момент, Есенин прерывавает курс лечения (вышел из клиники в группе посетителей) и 23 декабря уезжает в Ленинград. В ночь на 28 декабря в гостинице «Англетер» Сергея Есенина убивают инсценировав самоубийство.

Автобиография Есенина от 14 мая 1922 г.

Я сын крестьянина. Родился в 1895 году 21 сентября в Рязанской губернии. Рязанского уезда. Кузьминской волости. С двух лет, по бедности отца и многочисленности семейства, был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: «Эх, стерва! Ну куда ты годишься?» «Стерва» у него было слово ласкательное. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавая по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо я был выучен лазить по деревьям. Из мальчишек со мной никто не мог тягаться. Многим, кому грачи в полдень после пахоты мешали спать, я снимал гнезда с берез, по гривеннику за штуку. Один раз сорвался, но очень удачно, оцарапав только лицо и живот да разбив кувшин молока, который нес на косьбу деду.

Среди мальчишек я всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь. Он так будет крепче». Бабушка любила меня изо всей мочи, и нежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масло мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе. По воскресеньям меня всегда посылали к обедне и. чтобы проверить, что я был за обедней, давали 4 копейки. Две копейки за просфору и две за выемку частей священнику. Я покупал просфору и вместо священника делал на ней перочинным ножом три знака, а на другие две копейки шел на кладбище играть с ребятами в свинчатку.

Так протекало мое детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя, и потому отдали в закрытую церковно-учительскую школу, окончив которую, шестнадцати лет, я должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось. Методика и дидактика мне настолько осточертели, что я и слушать не захотел. Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам. Некоторые стихи этих лет помещены в «Радунице».

осемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и неожиданно грянул в Петербург. Там меня приняли весьма радушно. Первый, кого я увидел, был Блок, второй — Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта. Городецкий меня свел с Клюевым, о котором я раньше не слыхал ни слова. С Клюевым у нас завязалась, при всей нашей внутренней распре, большая дружба, которая продолжается и посейчас несмотря на то, что мы шесть лет друг друга не видели. Живет он сейчас в Вытегре, пишет мне, что ест хлеб с мякиной, запивая пустым кипятком и моля бога о непостыдной смерти.

За годы войны и революции судьба меня толкала из стороны в сторону. Россию я исколесил вдоль и поперек, от Северного Ледовитого океана до Черного и Каспийского моря, от Запада до Китая, Персии и Индии. Самое лучшее время в моей жизни считаю 1919 год. Тогда мы зиму прожили в 5 градусах комнатного холода. Дров у нас не было ни полена. В РКП я никогда не состоял, потому что чувствую себя гораздо левее. Любимый мой писатель — Гоголь. Книги моих стихов: «Радуница», «Голубень», «Преображение», «Сельский часослов», «Трерядница», «Исповедь хулигана» и «Пугачев». Сейчас работаю над большой вещью под названием «Страна негодяев». В России, когда там не было бумаги, я печатал свои стихи вместе с Кусиковым и Мариенгофом на стенах Страстного монастыря или читал просто где-нибудь на бульваре. Самые лучшие поклонники нашей поэзии проститутки и бандиты. С ними мы все в большой дружбе. Коммунисты нас не любят по недоразумению. За сим всем читателям моим нижайший привет и маленькое внимание к вывеске: «Просят не стрелять!»

Автобиография Есенина от 1923 г.

Родился 1895 г. 4 октября. Сын крестьянина Рязанской губ., Рязанского уезда, села Константинова. Детство прошло среди полей и степей.

Рос под призором бабки и деда. Бабка была религиозная, таскала меня по монастырям. Дома собирала всех увечных, которые поют по русским селам духовные стихи от «Лазаря» до «Миколы». Рос озорным и непослушным. Был драчун. Дед иногда сам заставлял драться, чтобы крепче был.

Стихи начал слагать рано. Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам. В бога верил мало. В церковь ходить не любил. Дома это знали и, чтоб проверить меня, давали 4 копейки на просфору, которую я должен был носить в алтарь священнику на ритуал вынимания частей. Священник делал на просфоре 3 надреза и брал за это 2 копейки. Потом я научился делать эту процедуру сам перочинным ножом, а 2 коп. клал в карман и шел играть на кладбище к мальчишкам, играть в бабки. Один раз дед догадался. Был скандал. Я убежал в другое село к тетке и не показывался до той поры, пока не простили.

Учился в закрытой учительской школе. Дома хотели, чтоб я был сельским учителем. Когда отвезли в школу, я страшно скучал по бабке и однажды убежал домой за 100 с лишним верст пешком. Дома выругали и отвезли обратно.

После школы с 16 лет до 17 жил в селе. 17 лет уехал в Москву и поступил вольнослушателем в Университет Шанявского. 19 лет попал в Петербург проездом в Ревель к дяде. Зашел к Блоку, Блок свел с Городецким, а Городецкий с Клюевым. Стихи мои произвели большое впечатление. Все лучшие журналы того времени (1915) стали печатать меня, а осенью (1915) появилась моя первая книга «Радуница». О ней много писали. Все в один голос говорили, что я талант. Я знал это лучше других. За «Радуницей» я выпустил «Голубень», «Преображение», «Сельский часослов», «Ключи Марии», «Трерядницу», «Исповедь хулигана», «Пугачев». Скоро выйдет из печати «Страна негодяев» и «Москва кабацкая».

Крайне индивидуален. Со всеми устоями на советской платформе.

В 1916 году был призван на военную службу. При некотором покровительстве полковника Ломана, адъютанта императрицы, был представлен ко многим льготам. Жил в Царском недалеко от Разумника Иванова. По просьбе Ломана однажды читал стихи императрице. Она после прочтения моих стихов сказала, что стихи мои красивые, но очень грустные. Я ответил ей, что такова вся Россия. Ссылался на бедность, климат и проч. Революция застала меня на фронте в одном из дисциплинарных батальонов, куда угодил за то, что отказался написать стихи в честь царя. Отказывался, советуясь и ища поддержки в Иванове-Разумнике. В революцию покинул самовольно армию Керенского и, проживая дезертиром, работал с эсерами не как партийный, а как поэт.

При расколе партии пошел с левой группой и в октябре был в их боевой дружине. Вместе с советской властью покинул Петроград. В Москве 18 года встретился с Мариенгофом, Шершеневичем и Ивневым.

Назревшая потребность в проведении в жизнь силы образа натолкнула нас на необходимость опубликования манифеста имажинистов. Мы были зачинателями новой полосы в эре искусства, и нам пришлось долго воевать. Во время нашей войны мы переименовывали улицы в свои имена и раскрасили Страстной монастырь в слова своих стихов.

1919-1921 годы ездил по России: Мурман, Соловки, Архангельск, Туркестан, Киргизские степи, Кавказ, Персия, Украина и Крым. В 22 году вылетел на аэроплане в Кенигсберг. Объездил всю Европу и Северную Америку. Доволен больше всего тем, что вернулся в Советскую Россию. Что дальше — будет видно.

Автобиография Есенина от 20 июня 1924 г.

Я родился в 1895 году 21 сентября в селе Константинове Кузьминской волости, Рязанской губ. и Рязанского уез. Отец мой крестьянин Александр Никитич Есенин, мать Татьяна Федоровна.

Детство провел у деда и бабки по матери в другой части села, которое наз. Матово. Первые мои воспоминания относятся к тому времени, когда мне было три-четыре года. Помню лес, большая канавистая дорога. Бабушка идет в Радовецкий монастырь, который от нас верстах в 40. Я, ухватившись за ее палку, еле волочу от усталости ноги, а бабушка все приговаривает: «Иди, иди, ягодка, бог счастье даст». Часто собирались у нас дома слепцы, странствующие по селам, пели духовные стихи о прекрасном рае, о Лазаре, о Миколе и о женихе, светлом госте из града неведомого. Нянька — старуха приживальщица, которая ухаживала за мной, рассказывала мне сказки, все те сказки, которые слушают и знают все крестьянские дети. Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресным дням он рассказывал мне Библию и священную историю.

Уличная же моя жизнь была непохожа на домашнюю. Сверстники мои были ребята озорные. С ними я лазил вместе по чужим огородам. Убегал дня на 2-3 в луга и питался вместе с пастухами рыбой, которую мы ловили в маленьких озерах, сначала замутив воду руками, или выводками утят. После, когда я возвращался, мне частенько влетало.

В семье у нас был припадочный дядя, кроме бабки, деда и моей няньки. Он меня очень любил, и мы часто ездили с ним на Оку поить лошадей. Ночью луна при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов. Когда мне сравнялось 12 лет, меня отдали учиться из сельской земской школы в учительскую школу. Родные хотели, чтоб из меня вышел сельский учитель. Надежды их простирались до института, к счастью моему, в который я не попал.

Стихи писать начал лет с 9, читать выучили в 5. Влияние на мое творчество в самом начале имели деревенские частушки. Период учебы не оставил на мне никаких следов, кроме крепкого знания церковнославянского языка. Это все, что я вынес. Остальным занимался сам под руководством некоего Клеменова. Он познакомил меня с новой литературой и объяснил, почему нужно кое в чем бояться классиков. Из поэтов мне больше всего нравился Лермонтов и Кольцов. Позднее я перешел к Пушкину.

1913 г. я поступил вольнослушателем в Университет Шанявского. Пробыв там 1,5 года, должен был уехать обратно по материальным обстоятельствам в деревню. В это время у меня была написана книга стихов «Радуница». Я послал из них некоторые в петербургские журналы и, не получая ответа, поехал гуда сам. Приехал, отыскал Городецкого. Он встретил меня весьма радушно. Тогда на его квартире собирались почти все поэты. Обо мне заговорили, и меня начали печатать чуть ли не нарасхват.

Печатался я: «Русская мысль», «Жизнь для всех», «Ежемесячный журнал» Миролюбова, «Северные записки» и т.д. Это было весной 1915 г. А осенью этого же года Клюев мне прислал телеграмму в деревню и просил меня приехать к нему. Он отыскал мне издателя М.В. Аверьянова, и через несколько месяцев вышла моя первая книга «Радуница». Вышла она в ноябре 1915 г. с пометкой 1916 г. В первую пору моего пребывания в Петербурге мне часто приходилось встречаться с Блоком, с Ивановым-Разумником. Позднее с Андреем Белым.

Первый период революции встретил сочувственно, но больше стихийно, чем сознательно. 1917 году произошла моя первая женитьба на 3. Н. Райх. 1918 году я с ней расстался, и после этого началась моя скитальческая жизнь, как и всех россиян за период 1918-21 гг. За эти годы я был в Туркестане, на Кавказе, в Персии, в Крыму, в Бессарабии, в Оренбурских степях, на Мурманском побережье, в Архангельске и Соловках. 1921 г. я женился на А. Дункан и уехал в Америку, предварительно исколесив всю Европу, кроме Испании.

После заграницы я смотрел на страну свою и события по-другому. Наше едва остывшее кочевье мне не нравится. Мне нравится цивилизация. Но я очень не люблю Америки. Америка это тот смрад, где пропадает не только искусство, но и вообще лучшие порывы человечества. Если сегодня держат курс на Америку, то я готов тогда предпочесть наше серое небо и наш пейзаж: изба, немного вросла в землю, прясло, из прясла торчит огромная жердь, вдалеке машет хвостом на ветру тощая лошаденка. Это не то что небоскребы, которые дали пока что только Рокфеллера и Маккормика, но зато это то самое, что растило у нас Толстого, Достоевского, Пушкина, Лермонтова и др. Прежде всего я люблю выявление органического. Искусство для меня не затейливость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить. Поэтому основанное в 1919 году течение имажинизм, с одной стороны — мной, а с другой — Шершеневичем, хоть и повернуло формально русскую поэзию по другому руслу восприятия, но зато не дало никому еще права претендовать на талант. Сейчас я отрицаю всякие школы. Считаю, что поэт и не может держаться определенной какой-нибудь школы. Это его связывает по рукам и ногам. Только свободный художник может принести свободное слово. Вот и все то, короткое, схематичное, что касается моей биографии. Здесь не все сказано. Но я думаю, мне пока еще рано подводить какие-либо итоги себе. Жизнь моя и мое творчество еще впереди.

«О себе». Октябрь 1925 г.

Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове. С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: «Эх! Стерва! Ну куда ты годишься?..» «Стерва» у него было слово ласкательное. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь, он так будет крепче!» Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масле мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе.

Так протекло мое детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую я должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось.

Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16—17 годам. Некоторые стихи этих лет помещены в «Радунице». Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и поехал в Петербург. Там меня приняли весьма радушно. Первый, кого я увидел, был Блок, второй — Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта. Городецкий меня свел с Клюевым, о котором я раньше не слыхал ни слова. С Клюевым у нас завязалась при всей нашей внутренней распре большая дружба. В эти же годы я поступил в Университет Шанявского где пробыл всего полтора года, и снова уехал в деревню. В Университете я познакомился с поэтами Семеновским, Наседкиным, Колоколовым и Филипченко. Из поэтов-современников нравились мне больше всего Блок, Белый и Клюев. Белый дал мне много в смысле формы, а Блок и Клюев научили меня лиричности.

В 1919 году я с рядом товарищей опубликовал манифест имажинизма. Имажинизм был формальной школой которую мы хотели утвердить. Но эта школа не имела под собой почвы и умерла сама собой, оставив правду за органическим образом. От многих моих религиозных стихов и поэм я бы с удовольствием отказался, но они имеют большое значения как путь поэта до революции.

С восьми лет бабка таскала меня по разным монастырям, из-за нее у нас вечно ютились всякие странники и странницы. Распевались разные духовные стихи. Дед напротив. Был не дурак выпить. С его стороны устраивались вечные невенчанные свадьбы. После, когда я ушел из деревни, мне долго пришлось разбираться в своем укладе.

В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном. В смысле формального развития теперь меня тянет все больше к Пушкину. Что касается остальных автобиографических сведений,— они в моих стихах.

История жизни Есенина

Несколько интересных фактов из жизни Сергея Есенина:

Сергей Есенин с отличием закончил в 1909 году Константиновское земское училище, затем церковно-учительскую школу, но, проучившись полтора года, ушел из нее - профессия учителя его мало привлекала. Уже в Москве, с сентября 1913 года Есенин начал посещать народный университет имени Шанявского. Полтора года университета дали Есенину ту основу образования, которой ему так не хватало.

Осенью 1913 года вступил в гражданский брак с Анной Романовной Изрядновой, работавшей вместе с Есениным корректором в типографии Сытина. 21 декабря 1914 года у них родился сын Юрий, но Есенин вскоре оставил семью. В своих воспоминаниях Изряднова пишет: «Видела его незадолго до смерти. Пришел, говорит, проститься. На мой вопрос, почему, говорит: «Смываюсь, уезжаю, чувствую себя плохо, наверно, умру». Просил не баловать, беречь сына». После смерти Есенина в народном суде Хамовнического района Москвы разбиралось дело о признании Юрия ребенком поэта. 13 августа 1937 года Юрий Есенин был расстрелян по обвинению в подготовке к покушению на Сталина.

30 июля 1917 года Есенин обвенчался с красавицей-актрисой Зинаидой Райх в церкви Кирика и Улиты Вологодского уезда. 29 мая 1918 года у них родилась дочь Татьяна. Дочь, белокурую и голубоглазую, Есенин очень любил. 3 февраля 1920 года, уже после того, как Есенин разошелся с Зинаидой Райх, у них родился сын Константин. Однажды он случайно на вокзале узнал, что в поезде находится Райх с детьми. Приятель уговорил Есенина хотя бы взглянуть на ребенка. Сергей нехотя согласился. Когда Райх распеленала сына, Есенин, едва взглянув на него, сказал: «Есенины черными не бывают...» Но по свидетельству современников, Есенин всегда носил в кармане пиджака фотографии Татьяны и Константина, постоянно заботился о них, посылал им деньги. 2 октября 1921 года народный суд г. Орла вынес решение о расторжении брака Есенина с Райх. Иногда он встречался с Зинаидой Николаевной, в то время уже женой Всеволода Мейерхольда, чем вызывал ревность Мейерхольда. Существует мнение, что из своих жен Есенин до конца своих дней больше всех любил Зинаиду Райх. Незадолго до смерти, глубокой осенью 1925 года Есенин навестил Райх и детей. Как со взрослой поговорил с Танечкой, возмутился бездарными детскими книжками, которые его ребятишки читают. Произнес: «Вы должны знать мои стихи». Разговор с Райх закончился очередным скандалом и слезами. Летом 1939 года, уже после смерти Мейерхольда, Зинаида Райх была зверски убита в своей квартире. В то, что это чистая уголовщина, многие современники не верили. Предполагали, (а сейчас это предположение все больше перерастет в уверенность), что она была убита агентами НКВД.

4 ноября 1920 года на литературном вечере «Суд над имажинистами» Есенин познакомился с Галиной Бениславской. Их отношения с переменным успехом продлились до весны 1925 года. Вернувшись из Константинова, Есенин окончательно порвал с ней. Это было для нее трагедией. Оскорбленная и униженная Галина в своих воспоминаниях писала: «Из-за нескладности и изломанности моих отношений с С.А. я не раз хотела уйти от него как женщина, хотела быть только другом. Но поняла, что от С.А. мне не уйти, эту нить не порвать...» Незадолго до поездки в Ленинград в ноябре, перед тем, как лечь в больницу, Есенин позвонил Бениславской: «Приходи проститься». Сказал, что и Софья Андреевна Толстая придет. Галина ответила: «Не люблю таких проводов». Галина Бениславская застрелилась на могиле Есенина. На его могиле она оставила две записки. Одна - простая открытка: «3 декабря 1926 года. Самоубилась здесь, хотя и знаю, после этого еще больше собак будут вешать на Есенина... Но и ему, и мне это все равно. В этой могиле для меня все самое дорогое...» Она похоронена на Ваганьковском кладбище рядом с могилой поэта.

Осень 1921 года - знакомство с «босоножкой» Айседорой Дункан. По воспоминаниям современников, Айседора влюбилась в Есенина с первого взгляда, да и Есенин сразу увлекся ею. 2 мая 1922 года Сергей Есенин и Айседора Дункан решили закрепить свой брак по советским законам, так как им предстояла поездка в Америку. Они расписались в загсе Хамовнического Совета. Когда их спросили, какую фамилию выбирают, оба пожелали носить двойную фамилию - «Дункан-Есенин». Так и записали в брачном свидетельстве и в их паспортах. «Теперь я - Дункан», -- кричал Есенин, когда они вышли на улицу. Эта страница жизни Сергея Есенина - самая сумбурная, с бесконечными ссорами и скандалами. Они много раз расходились и сходились вновь. О романе Есенина с Дункан написаны сотни томов. Делались многочисленные попытки разгадать тайну отношений этих двух таких не похожих друг на друга людей. Но была ли тайна? Всю жизнь Есенин, в детстве лишенный настоящей дружной семьи (его родители постоянно ссорились, часто жили врозь, Сергей рос у бабушки с дедушкой по матери), мечтал о семейном уюте и покое. Он постоянно говорил, что женится на такой артистке -- все рот разинут, и будет иметь сына, который станет знаменитей, чем он. Понятно, что Дункан, бывшая старше Есенина на 18 лет и постоянно разъезжавшая с гастролями, никак не могла создать ему семью, о которой он мечтал. К тому же, Есенин, как только оказывался в браке, стремился разорвать сковывавшие его путы.

В 1920 году Есенин познакомился и подружился с поэтессой и переводчицей Надеждой Вольпин. 12 мая 1924 года в Ленинграде родился внебрачный сын Сергея Есенина и Надежды Давыдовны Вольпин - крупный ученый-математик, известный правозащитник, периодически он публикует стихи (только под фамилией Вольпин). А.Есенин-Вольпин - один из создателей (вместе с Сахаровым) Комитета прав человека. Ныне живет в США.

5 марта 1925 года - знакомство с внучкой Льва Толстого Софьей Андреевной Толстой. Она была младше Есенина на 5 лет, в ее жилах текла кровь величайшего писателя мира. Софья Андреевна заведовала библиотекой Союза писателей. 18 октября 1925 года состоялась регистрация брака с С.А.Толстой. Софья Толстая - еще одна не сбывшаяся надежда Есенина создать семью. Вышедшая из аристократической семьи, по воспоминаниям друзей Есенина, очень высокомерная, гордая, она требовала соблюдения этикета и беспрекословного повиновения. Эти ее качества никак не сочетались с простотой, великодушием, веселостью, озорным характером Сергея. Вскоре они разошлись. Но уже после его смерти Софья Андреевна отметала разные сплетни о Есенине, говорили, что он, якобы, писал в состоянии пьяного угара. Она, неоднократно бывавшая свидетелем его работы над стихом, утверждала, что Есенин очень серьезно относился к своему творчеству, никогда не садился за стол пьяным.

24 декабря Сергей Есенин приехал в Ленинград и остановился в гостинице «Англетер». Поздно вечером 27 декабря в номере было обнаружено тело Сергея Есенина. Перед глазами, вошедших в номер, предстала страшная картина: Есенин, уже мертвый, прислоненный к трубе парового отопления, на полу - сгустки крови, вещи разбросаны, на столе лежала записка с предсмертными стихами Есенина «До свиданья, друг мой, до свиданья...» Точная дата и время смерти не установлены.

Тело Есенина было перевезено в Москву для захоронения на Ваганьковском кладбище. Похороны были грандиозные. По свидетельству современников, так не хоронили ни одного русского поэта.