Что такое «баланс дома» и как предоставить его собственникам. Сложно, но можно: как поставить бесхозные дома на баланс? Что значит дом стоит на балансе

Смоленский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Прохоровой *.*.,

при секретаре Фефеловой *.*.,

с участием истцов Нестеренко *.*., Нестеренко *.*.,

представителя истца - Калининой *.*., действующей на основании доверенности от Дата обезличена г.,

представителя ответчика Богомолова *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Нестернко *.*., Нестеренко *.*. к Муниципальному образованию Точилинский сельсовет Смоленского района Алтайского края об обязании принять на баланс жилой дом,

Установил:

Первоначально истец Нестеренко *.*. обратилась в суд с иском к Администрации Смоленского района об обязании администрации принять на баланс жилой дом, указывая, что в 1997 году их семье в составе четырех человек: ей, её мужу Нестеренко *.*., несовершеннолетним детям Нестеренко *.*. и Нестеренко *.*., для постоянного проживания сельской администрацией... района был выделен жилой дом, находящийся по адресу...,.... С этого момента их семья стала в данном доме проживать. Также все они состоят на регистрационном учете по данному адресу. После выделения их семье вышеуказанного жилого дома, ордер на жилое помещение не выдали, а пообещали выдать позже. Однако до настоящего времени, несмотря на её неоднократные обращения в сельскую администрацию, ордер так и не выдан, со ссылкой на то, что на балансе администрации предоставленный им дом не стоит. Её требования принять на баланс дом по... в... главой Точилинского сельсовета администрации... также были оставлены без удовлетворения - отказ был мотивирован тем, что правоустанавливающие документы на данный дом отсутствуют. В 2010 году она обратилась с письмом в администрацию Смоленского района с требованием принять дом на баланс, однако администрация Смоленского района на её требования не отреагировала. Непринятие вышеуказанного жилого дома на баланс администрации Смоленского района нарушает их жилищные права, поскольку отсутствие правового статуса жилого дома препятствует их семье оформить права на занимаемое жилое помещение, а также осуществлять правомочия по владению, пользованию и распоряжению. Просила обязать администрацию Смоленского района принять в муниципальную собственность жилой дом по... в... района.

В процессе рассмотрения дела Дата обезличена года истцы Нестеренко *.*. и Нестеренко *.*. обратились в суд с уточнённым иском уже к Муниципальному образованию Точилинский сельсовет Смоленского района Алтайского края об обязании принять на баланс жилой дом, где ссылаясь на те же обстоятельства, а также на то, что жилой дом, в соответствии с актом приёма-передачи дома по... в... от Дата обезличена г., был передан в собственность Муниципальному образованию Точилинский сельсовет Смоленского района ЗАО «Точильное» в лице конкурсного управляющего О. Однако, Точилинский сельсовет до настоящего времени никаких действий по постановке данного жилого дома на баланс не предпринимает. Просили обязать Муниципальное образование Точилинский сельсовет Смоленского района принять в муниципальную собственность жилой дом по... в... района.

Определением судьи Смоленского районного суда от Дата обезличена г. Администрация Смоленского района исключена из числа ответчиков по делу.

В судебном заседании истец Нестеренко *.*. настаивала на заявленных исковых требованиях, ссылаясь на те же доводы, что и в заявлении. Дополнительно суду пояснила, что в 1997 году они переехали в..., им предоставили дом с правом приватизации, но до настоящего времени этот вопрос так и не решён. Со слов мужа ей было известно, что было Решение Точилинского сельсовета о предоставлении им для проживания этого дома, но никаких письменных документов, разрешающих проживание в этом доме, она не видела. В администрации Точилинского сельсовета на её обращения, пояснили, что правоустанавливающих документов на этот дом нет, поэтому они не могут оформить им приватизацию. Просила удовлетворить иск.

Представитель истца Калинина *.*. в судебном заседании поддержала требования истцов, полагала их обоснованными и подлежащими удовлетворению, так как по акту приёма-передачи дом был передан от ЗАО «Точильное» к Муниципальному образованию Точилинский сельсовет. Данный акт ответчиком не оспаривается, это было Решение кредиторов, и дом списан с баланса ЗАО «Точильное». Каких-либо судебных решений, препятствующих ответчику поставить на свой баланс жилой дом, не имеется. Просила удовлетворить заявленное требование.

Истец Нестеренко *.*. в судебном заседании также настаивал на иске, пояснив, что в 1997 г. ему предложили должность участкового в..., он обратился в сельсовет по поводу жилья, там сослались на договор между администрацией Точилинского сельсовета и ЗАО «Точильное» о том, чтобы передать этот жилой дом для проживания участкового. Было устное разРешение, никаких письменных документов не выдали. Сначала прописали его, затем супругу и детей. Он неоднократно поднимал вопрос о приватизации жилья и выдаче документов, но данный вопрос так и не был решен, со ссылкой на то, что нет документов на дом. Просил об удовлетворении иска.

Представитель ответчика Богомолов *.*. исковые требования истцов не признал. Суду пояснил, что в 1997 г. ЗАО «Точильное» предоставило квартиру Нестеренко на период его работы. Каких-либо документов в администрации Точилинского сельсовета, касающихся дома, не нашли. Со слов бывшего главы сельсовета Л. ему известно, что никаких письменных документов не оформлялось, была устная договоренность между ЗАО «Точильное» и администрацией Точилинского сельсовета. На время заселения истцов права собственника на жилое помещение не были зарегистрированы. Этот дом передавался по акту приёма-передачи от Дата обезличенаг. в ведение ЗАО «Точильное» Пока шла процедура банкротства, конкурсный управляющий реализовал все имущество, по окончании процедуры у него осталась почта и этот дом. Дата обезличена г. на основании акта приема-передачи между конкурсным управляющим ЗАО «Точильное» О. и главой Точилинского сельсовета Г. дом был передан в собственность муниципального образования, но как ставить указанный дом на баланс, он не знает. Он только начал собирать документы, процедура эта длительная, необходимо оформлять техническую документацию на дом, а это требует денежных средств, которых в администрации нет. Акт приёма-передачи он не оспаривает. Постановление администрации Точилинского сельсовета Смоленского района Алтайского края «О приёме в муниципальную собственность муниципальным образованием Точилинский сельсовет Смоленского района Алтайского края дома Номер обезличен по... в... района Алтайского края от конкурсного управляющего ЗАО «Точильное» О.» на которое сделана ссылка в акте приёма-передачи в Администрации Точилинского сельсовета нет.

Третьи лица Нестеренко *.*. и Нестеренко *.*. в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в письменных заявлениях, поступивших в адрес суда, просили о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд в соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие третьих лиц.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно справки нал.д. 12, выданной администрацией Точилинского сельсовета Нестеренко *.*., Нестеренко *.*., Нестеренко *.*. и Нестеренко *.*. действительно проживают по... в....

Как следует из ответа главы Точилинского сельсовета... от Дата обезличена г. на заявление истца Нестеренко *.*. нал.д. 10, в ответ на обращение истца с заявлением о выдаче ордера на занимаемое жилое помещение и приватизации жилого дома, ей отказано по тому основанию, что дом по... не является муниципальной собственностью Точилинского сельсовета и на балансе сельсовета не стоит. Администрация сельсовета не может принять его в муниципальную собственность, так как правоустанавливающие документы на этот дом отсутствуют.

Согласно информации нал.д. 30, за подписью главы администрации Точилинского сельсовета Богомолова *.*. следует, что в 1997 году ЗАО «Точильное» предоставило квартиру по адресу:...,... участковому инспектору Нестеренко *.*. для проживания на период работы его в этой должности. Каких-либо документов, распоряжений, постановлений в администрации Точилинского сельсовета не было. Квартира была предоставлена по устной договоренности между ЗАО «Точильное», администрацией Точилинского сельсовета и ОВД по Смоленскому району. На время заселения права собственности на дом зарегистрированы не были, дом стоял на балансе ЗАО «Точильное».

Как следует из копии акта приема-передачи основных средств от Дата обезличена г. конкурсному управляющему ЗАО «Точильное» О. от прежнего руководителя ЗАО «Точильное» Богомолова *.*. переданы основные средства по списку, в котором также значится жилой... года постройки л.д. 81-82).

Согласно копии протокола собрания кредиторов ЗАО «Точильное» от Дата обезличена г. нал.д. 77-80 было принято Решение передать здание жилого дома по..., Номер обезличен в... в муниципальную собственность по акту приёма-передачи. По факту передачи здания жилого дома, списать данный объект с бухгалтерского баланса ЗАО «Точильное».

Как следует из копии акта приёма-передачи дома, находящегося по адресу:...,...,...,... в собственность муниципального образования Точилинский сельсовет Смоленского района Алтайского края от Дата обезличена г. нал.д. 33, 83 следует, что конкурсный управляющий ЗАО «Точильное» О., действующий на основании и в соответствии с Решением арбитражного суда Алтайского края от Дата обезличена г. по делу Номер обезличенА03-0000/06-Б с одной стороны, именуемый далее «Сторона 1» и Муниципальное образование Точилинский сельсовет Смоленского района Алтайского края, именуемое далее «Сторона 2», в лице главы сельсовета Горбачёва *.*., действующего на основании Устава муниципального образования Точилинский сельсовет Смоленского района Алтайского края и в соответствии с Постановлением администрации Точилинского сельсовета Смоленского района Алтайского края «О приёме в муниципальную собственность муниципальным образованием Точилинский сельсовет Смоленского района Алтайского края дома Номер обезличен по... в... района Алтайского края от конкурсного управляющего ЗАО «Точильное» О.» составили настоящий акт о нижеследующем: 1) Сторона 1 безвозмездно передает Стороне 2 в собственность жилищный фонд социального использования в порядке, предусмотренном ст. 132 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от Дата обезличена Номер обезличенФЗ, а именно: жилой дом, расположенный по адресу:...,...,...,..., переданный по акту приёма-передачи в ведение ЗАО «Точильное», а Сторона 2 принимает указанный дом без каких-либо дополнительных условий. 2) Указанный дом передан в ведение ЗАО «Точильное», что подтверждается актом приёма-передачи основных средств ЗАО «Точильное» от Дата обезличена г. и принадлежит ЗАО «Точильное» на основании акта оценки стоимости имущества. 3) Сторона 1 гарантирует Стороне 2, что вышеуказанный дом не продан, не заложен, в споре и под арестом не состоит, в дарении не обещан. 4) При совместном осмотре Сторона 2 признала состояние дома удовлетворительным и принимает его.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, выданной МИФНС России Номер обезличен по... нал.д. 50 Закрытое Акционерное Общество «Точильное» ликвидировано вследствие банкротства, снято с налогового учёта Дата обезличена по решению арбитражного суда Алтайского края.

В силу п. 5 и п. 6 ст. 132 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» Номер обезличенФЗ от Дата обезличена, социально значимые объекты, не проданные в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чём конкурсный управляющий уведомляет указанные органы. Жилищный фонд социального использования подлежит передаче собственнику такого жилищного фонда.

Передача социально значимых объектов, указанных в пункте 5 настоящей статьи, и жилищного фонда социального использования соответственно в муниципальную собственность и собственнику жилищного фонда социального использования осуществляется без каких-либо дополнительных условий на основании определения арбитражного суда в сроки, предусмотренные таким определением.

Как следует из показаний свидетеля О., допрошенного... судом... по судебному поручению Смоленского районного суда л.д. 85) Решением арбитражного суда Алтайского края по делу Номер обезличенАОЗ-7394/06-Б от Дата обезличена г. было открыто конкурсное производство по упрощенной процедуре в отношении должника ЗАО «Точильное». Кредиторами на собрании Дата обезличена г. было принято Решение с целью сокращения срока конкурсного производства и издержек на его проведение, безвозмездно передать дом по... в... в муниципальную собственность. На основании данного решения собрания кредиторов, указанный дом по акту приёма-передачи от Дата обезличена г. был передан в собственность муниципального образования, и списан с бухгалтерского баланса ЗАО «Точильное». Этот дом был включён в конкурсную массу и передан на основании акта приема-передачи от Дата обезличена г. ЗАО «Точильное» было создано в результате приватизации совхоза «Точильное» и правоустанавливающим документом на имущество ЗАО «Точильное» является план приватизации. Сведения о данном здании в плане приватизации отсутствовали, так как документы, подтверждающие его строительство, и ввод в эксплуатацию отсутствовали.

Таким образом, судом установлено, что спорный жилой дом, где проживают истцы, был передан конкурсным управляющим по акту приёма-передачи на основании решения кредиторов ЗАО «Точильное» в собственность Муниципального образования Точилинский сельсовет.

Данное обстоятельство представителем ответчика не оспорено, доказательств обратному не представлено, каких-либо документов, подтверждающих передачу данного жилого дома из муниципальной собственности Точилинского сельсовета в собственность администрации района или других организаций, предприятий, учреждений, ответчиком суду не предоставлено.

Бездействие ответчика по принятию жилого дома в муниципальную собственность, его уклонение от постановки спорного жилого дома на баланс муниципального образования не соответствуют закону и нарушают права истцов на приватизацию данного жилого помещения, поскольку Закон РФ от Дата обезличена г. «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предоставил всем гражданам, проживающим в домах государственного и муниципального жилищного фонда, право на приобретение собственности на занимаемые ими жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде.

Таким образом, Муниципальное образование Точилинский сельсовет обязан принять спорный жилой дом в муниципальную собственность, следовательно, исковое требование истцов подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, судебные расходы, понесенные истцом Нестеренко *.*., состоящие из уплаченной ею государственной пошлины в размере 200 рублей л.д. 5) также подлежат возмещению с ответчика в пользу истца.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Исковое требование Нестернко *.*., Нестеренко *.*. удовлетворить.

Обязать Муниципальное образование Точилинский сельсовет Смоленского района Алтайского края принять в муниципальную собственность жилой дом, расположенный по адресу:... в... района Алтайского края.

Взыскать с Муниципального образования Точилинский сельсовет Смоленского района Алтайского края в пользу Нестернко *.*. 200 рублей в счет возмещения уплаченной при подаче иска в суд государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Смоленский районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

С мотивированным Решением стороны могут ознакомиться в суде Дата обезличена г.

Судья *.*. Прохорова

Чухломский районный суд Костромской области в составе:

единолично судьи Шинкаря *.*.,

при секретаре Сергеевой *.*.,

с участием истцов Ерофеевой Нины Ерофеева Владим

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ерофеевой Нины Ерофеева Владим к администрации Беловского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области об обязании принять на свой баланс квартиру с последующей процедурой ее оформления в реестр казны сельского поселения,

Установил:

Истцы обратились в суд с иском, требуя возложить на ответчика обязанность принять в муниципальную собственность квартиру, в которой они проживают по адресу:...

Свои требования обосновали тем, что с 1984 г. истица работала в колхозе «...» заведующей детским садом. В 1995 г. по решению правления ПСХК «...» истцам была предоставлена указанная квартира для проживания, согласно договора найма. В квартире истцы проживают более 14 лет, за все это время истцы самостоятельно поддерживают квартиру в технически исправном состоянии, производили ремонт, облагораживали придомовую территорию. Квартира находилась на балансе колхоза «...», затем в ПСХК «...». Земельный участок под квартирой истцов закреплен за истей на основании договора аренды. В квартире зарегистрированы истцы. Колхоз «...» был преобразован в ПСХК «...», который в 2008 г. ликвидировался, правопреемников у него нет. Данная квартира собственника не имеет. Администрация Беловского сельского поселения её на баланс не принимала, и истцы лишены возможности её приватизировать.

В судебном заседании истцы свои исковые требования поддержали полностью по тем же основаниям, изложенным в иске. Из дополнительных пояснений истцов следует, что ранее они в приватизации участия не принимали, кроме них никто на эту квартиру не претендует, в квартире зарегистрированы только они. Квартира была построена колхозом.

Представитель ответчика - глава администрации Беловского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области *.*. Демидова, представитель третьего лица - администрация Чухломского муниципального района Костромской области, представитель третьего лица - Управления Росреестра по КО, в судебное заседание не явились, представили письменные заявления с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие, возражений против удовлетворения исковых требований не имеют.

Выслушав истцов, выяснив мнения сторон, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.п.1,3 ст. 212 ГК РФ в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Никем из участвующих в деле лиц не оспаривается, и суд считает установленным, что квартира, в которой проживают истцы была построена колхозом «...», располагавшимся в..., преобразованным в последующем в связи со сменой гражданского законодательства и форм собственности в ПСХК «...», которое являлось его правопреемником.

Из копии трудовой книжки истицы действительно следует, что с 1984 г. работала в колхозе «...» заведующей детским садом.

Из справки администрации Беловского сельского поселения и договора аренды земель сельскохозяйственного назначения следует, что земельный участок в 0,50 га по месту жительства истцов находится в аренде с 1992 г.

Согласно технического паспорта, справки о данных технического учета, кадастрового паспорта помещения имеется.... Квартира имеет общую площадь 60,6 кв.м., в том числе площадь жилых комнат 43,7 кв.м., площадь лоджий, балконов с коэфф. и прочих не отапливаемых помещений 30,0 кв.м. Год постройки дома - 1986, инвентарный Номер обезличен. Сведения о собственнике квартиры отсутствуют.

Согласно копий листов паспортов в квартире зарегистрированы истцы, которые также согласно справок администрации Беловского с/п в ней зарегистрированы и проживают по настоящее время.

Согласно типового договора найма жилого помещения от 1995 г. истице для проживания ПСХК «...» была предоставлена спорная квартира.

Свидетель ФИО1 в судебном заседании подтвердила полностью изложенные истцами сведения, пояснив, что дом, в котором расположена спорная квартира был построен колхозом «...» для своих работников. Истцам была предоставлена указанная квартира в 1995 г. С тех пор и до настоящего времени истцы в ней живут и другого жилья не имеют, ранее они в приватизации участия не принимали, кроме них на эту квартиру никто не претендует. В настоящее время собственника у квартиры истцов не имеется, т.к. колхоз и его правопреемник ликвидированы.

Согласно действовавшего в период приобретения колхозом «...» права собственности на жилой дом гражданского законодательства - Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, ГК РСФСР - оно не требовало обязательной государственной регистрации права собственности на жилье.

Ст.19 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик было установлено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения имуществом в пределах, установленных законом.

Обязательное требование государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним было впервые установлено Федеральным законом РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 года, вступившим в силу через шесть месяцев после его опубликования - 28 января 1998 года.

Поскольку данный закон обратной силы не имеет, то на гражданские правоотношения, связанные с приобретением колхозом «...», а в последующем и его правопреемником ПСХК «...» права собственности на спорный объект недвижимости, он не распространяется.

Согласно справки из управления сельского хозяйства Чухломского муниципального района следует, что колхоз «...» в 1992 г. был реорганизован в ПСХК «...», в 2008 г. ПСХК «...» был ликвидирован, правопреемников у данного предприятия нет.

Из выписки ЕГРЮЛ следует, что 17.06.2008 г. были внесены сведения о прекращении деятельности юридического лица ПСХК «...» в связи с его ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства.

Согласно справки из управления сельского хозяйства Чухломского муниципального района жилой фонд в населенных пунктах Беловского сельского поселения Чухломского района Костромской области стоял на балансе ПСХК «...», в СПК «...» на баланс не передавался, что также подтверждается справкой из СПК «...».

Сведения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ними на спорную квартиру отсутствуют, из справки администрации Беловского с/п следует, что квартира истцов на балансе администрации не состоит. Все это подтверждает доводы истцов о том, что в настоящее время она в государственной, муниципальной, ведомственной или частной собственности не находится.

В соответствии со ст. 132 п. п. 5, 6 Закона «О несостоятельности (банкротстве) №127 -ФЗ от 26 октября 2002 года (в редакции от 01.12.2007 года №317-ФЗ) жилищный фонд социального использования, а также социально значимые объекты, не проданные в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи, подлежат передаче в собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы.

Передача жилищного фонда социального использования и любых социально значимых объектов, указанных в пункте 5 настоящей статьи, в собственность муниципального образования осуществляется без каких-либо дополнительных условий.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Не принятие на баланс ответчиком указанной квартиры и включение ее в жилищный фонд администрации Беловского поселения нарушает права, предоставленные истцам Федеральным законом, в результате чего они не могут реализовать свое право на заключение договора на передачу жилого дома в собственность бесплатно, в связи с чем требования истцов подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Исковые требования Ерофеевой Нины Ерофеева Владим к администрации Беловского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области об обязании принять на свой баланс квартиру с последующей процедурой ее оформления в реестр казны сельского поселения удовлетворить.

Обязать администрацию Беловского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области в течение месяца с момента вступления решения в законную силу принять на свой баланс с последующей процедурой включения в реестр муниципальной казны Беловского сельского поселения квартиру... общей площадью 60,6 кв.м., в том числе площадью жилых комнат 43,7 кв.м., площадью лоджий, балконов с коэфф. и прочих не отапливаемых помещений 30,0 кв.м.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Костромской областной суд через Чухломский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения, а лицами, не участвовавшими в судебном заседании в тот же срок со дня получения ими копии решения.

Судья: Шинкарь *.*.

Здравствуйте. Понравившийся Вам ответ не значит, что он правильный. Выкинуты деньги, повлекут ещё и взыскание задолженности. К сожалению, с точки зрения законодательства - нужно. От уплаты взносов на капремонт освобождаются только собственники помещений, расположенных в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, а также, в случае принятия исполнительным органом решения об изъятии для госнужд земельного участка - ст. 32 ЖК РФ.

"Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 04.06.2018)

Статья 166. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме

1. Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме , оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя:

1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;

2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;

3) ремонт крыши;

4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;

5) ремонт фасада;

6) ремонт фундамента многоквартирного дома.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 417-ФЗ)

2. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен услугами и (или) работами по утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, установке автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) и другими видами услуг и (или) работ.

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 417-ФЗ, от 29.07.2017 N 257-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, часть фонда капитального ремонта, сформированная за счет данного превышения, по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может использоваться на финансирование любых услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

4. Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые могут финансироваться за счет средств государственной поддержки, предоставляемой субъектом Российской Федерации, определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

5. Работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме могут включать в себя работы по замене и (или) восстановлению несущих строительных конструкций многоквартирного дома и (или) инженерных сетей многоквартирного дома, отнесенные в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности к реконструкции объектов капитального строительства.

(часть 5 введена Федеральным законом от 28.12.2016 N 498-ФЗ)Статья 169. Взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме

1. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 257-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу, а также в случае принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решений об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Собственники помещений в многоквартирном доме освобождаются от обязанности уплачивать взносы на капитальный ремонт начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение об изъятии такого земельного участка.

2.1. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов, а также проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 29.12.2015 N 399-ФЗ)

3. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 20.12.2017 N 399-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Доходы от передачи в пользование объектов общего имущества в многоквартирном доме, средства товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, в том числе доходы от хозяйственной деятельности товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, могут направляться по решению собственников помещений в многоквартирном доме, решению членов товарищества собственников жилья, решению членов жилищного кооператива, принятым в соответствии с настоящим Кодексом, уставом товарищества собственников жилья, уставом жилищного кооператива, на формирование фонда капитального ремонта в счет исполнения обязанности собственников помещений в многоквартирном доме по уплате взносов на капитальный ремонт и (или) на формирование части фонда капитального ремонта сверх формируемой исходя из установленного минимального размера взноса на капитальный ремонт, которая может использоваться на финансирование любых услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Нередко собственники помещений просят управляющую организацию предоставить для ознакомления «баланс дома». Такого документа не существует, но этот аргумент не удовлетворит жильца и могут начаться проблемы.

Разберёмся, что имеют в виду собственники, когда запрашивают «баланс дома» и какую информацию можно предоставить на подобный запрос.

Лицевой счёт собственника и лицевой счёт МКД

В действующем законодательстве нет понятия «баланс дома». Но если вам поступило обращение с просьбой предоставить такие данные, не спешите отказывать собственнику, чтобы не спровоцировать конфликт.

Запрос собственника предоставить «баланс дома» может означать, что он хочет получить выписку с данными своего лицевого счёта или лицевого счёта дома. Что именно хочет получить собственник советуем уточнить после получения обращения, потому что одну информацию управляющая организация предоставить обязана, а с другой могут возникнуть проблемы.

Разберёмся с законодательством. В п. 3.18 ГОСТ Р 51929-2014 приведено понятие лицевого счёта МКД. Это учётный регистр, который предназначен для учёта операций, связанных с начислениями, заимствованиями, поступлением и расходованием денежных средств в соответствии с договорными обязательствами по эксплуатации, управлению и содержанию МКД.

Лицевой счёт дома - это учётный регистр, в котором собрана информация о поступлении и расходовании денежных средств по каждому МКД. Действующее законодательство не обязывает управляющие организации вести бухгалтерский учёт в разрезе каждого дома, находящегося под управлением. Составить бухгалтерскую отчётность организации можно и без таких сведений.

В лицевом счёте дома отражается сумма начисленной и предъявленной к внесению потребителями платы в разрезе каждого месяца. Она не совпадает с выручкой от оказания услуг и выполнения работ за тот же период. Собственники не всегда оплачивают счета вовремя. В идеальной ситуации такие суммы должны совпасть по итогам года, но такое случается только в случае, если в МКД стопроцентная собираемость платежей.

Списать денежные средства с лицевого счёта МКД управляющая организация может лишь в случае, если у исполнителя услуг подписаны акты выполненных работ. Это устанавливают п. 4.11 ГОСТ Р 56192-2014 , п. 10.2 ГОСТ Р 56195-2014 , п. 5.12 ГОСТ Р 56038-2014 .

В лицевом счёте дома должна накапливаться информация о (об):

  • общем имуществе МКД;
  • видах работ и услуг по содержанию общего имущества;
  • суммах, начисленных потребителям услуг в МКД;
  • поступивших от собственников помещений оплатах;
  • субсидиях;
  • расходовании денежных средств.

Руководитель управляющей компании утверждает форму регистра бухгалтерского учёта организации как приложение к учётной политике.

Какую информацию из лицевого счёта дома можно предоставить собственнику

Управляющая организация не обязана предоставлять собственнику информацию о лицевом счёте МКД. В соответствии с законодательством о раскрытии информации по управлению МКД, управляющая организация должна размещать сведения в ГИС ЖКХ согласно Федеральному закону от 21.07.2014 № 209-ФЗ . УО размещает в систему информацию, предусмотренную разд. 10 приказа Минкомсвязи РФ и Минстроя РФ от 29.02.2016 № 74/114/пр .

ГИС ЖКХ разработана с учётом защиты персональных данных собственников. В открытую её часть управляющие организации размещают сведения, которые может узнать любой житель МКД - адреса домов под управлением, технические характеристики, общие финансовые показатели, а в личном кабинете собственник увидит информацию о своих начислениях, оплатах, задолженности и переплате.

Как мы уже говорили, информацию о состоянии лицевого счёта собственника управляющая организация обязана предоставить по запросу. Ситуация с информацией о лицевом счёте МКД другая: в документе могут быть данные о состоянии расчётов соседей. Раскрывая такую информацию, управляющая организация может нарушить законодательство о персональных данных.

Прямого запрета на предоставление сведений о лицевом счёте МКД как регистре бухгалтерского учёта в законодательстве нет. Если руководитель решил, что такую информацию по запросу собственника предоставить можно, управляющая организация вправе это сделать, но стоит обратить внимание на персональные данные собственников: их разглашать нельзя.

Бывают случаи, когда в договоре управления управляющая организация обязуется предоставлять собственникам по запросу дополнительную информацию о МКД, в том числе это могут быть сведения о лицевом счёте МКД.

Если вы решили, что собственник запросил «баланс дома», имея в виду лицевой счёт МКД как регистр бухгалтерского учёта, руководствуйтесь требованиями ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ . Включите в него:

  • адрес МКД;
  • наименование управляющей организации;
  • даты начала и окончания ведения регистра или период, за который он составлен;
  • таблицу с необходимой информацией;
  • величину денежного измерения объектов бухгалтерского учёта с указанием единицы измерения;
  • наименования и подписи должностных лиц, ответственных за ведение реестра.