Организационный аспект проведения совещаний на предприятии. Повестка дня общего собрания собственников изменение повестки собрания Повестка дня на общем собрании собственников

Вопросы в повестку дня годового общего собрания акционеров и выдвинуть кандидатов в совет директоров (наблюдательный совет) общества, коллегиальный исполнительный орган, ревизионную комиссию, если в соответствии с уставом общества наличие ревизионной комиссии является обязательным, и счетную комиссию общества, число которых не может превышать количественный состав соответствующего органа, а также кандидата на должность единоличного исполнительного органа. Такие предложения должны поступить в общество не позднее чем через 30 дней после окончания отчетного года, если уставом общества не установлен более поздний срок.

2. В случае, если предлагаемая повестка дня внеочередного общего собрания акционеров содержит вопрос об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, акционеры или акционер, являющиеся в совокупности владельцами не менее чем 2 процентов голосующих акций общества, вправе предложить кандидатов для избрания в совет директоров (наблюдательный совет) общества, число которых не может превышать количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) общества.

В случае, если предлагаемая повестка дня внеочередного общего собрания акционеров содержит вопрос об образовании единоличного исполнительного органа общества и (или) о досрочном прекращении полномочий этого органа в соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 69 настоящего Федерального закона, акционеры или акционер, являющиеся в совокупности владельцами не менее чем 2 процентов голосующих акций общества, вправе предложить кандидата на должность единоличного исполнительного органа общества.

Предложения, указанные в настоящем пункте, должны поступить в общество не менее чем за 30 дней до даты проведения внеочередного общего собрания акционеров, если уставом общества не установлен более поздний срок.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Предложение о внесении вопросов в повестку дня общего собрания акционеров и предложение о выдвижении кандидатов вносятся с указанием имени (наименования) представивших их акционеров (акционера), количества и категории (типа) принадлежащих им акций и должны быть подписаны акционерами (акционером) или их представителями . Акционеры (акционер) общества, не зарегистрированные в реестре акционеров общества, вправе вносить предложения в повестку дня общего собрания акционеров и предложения о выдвижении кандидатов также путем дачи соответствующих указаний (инструкций) лицу, которое учитывает их права на акции. Такие указания (инструкции) даются в соответствии с правилами законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Предложение о внесении вопросов в повестку дня общего собрания акционеров должно содержать формулировку каждого предлагаемого вопроса, а предложение о выдвижении кандидатов - имя и данные документа, удостоверяющего личность (серия и (или) номер документа, дата и место его выдачи, орган, выдавший документ), каждого предлагаемого кандидата, наименование органа, для избрания в который он предлагается, а также иные сведения о нем, предусмотренные уставом или внутренними документами общества. Предложение о внесении вопросов в повестку дня общего собрания акционеров может содержать формулировку решения по каждому предлагаемому вопросу.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Совет директоров (наблюдательный совет) общества обязан рассмотреть поступившие предложения и принять решение о включении их в повестку дня общего собрания акционеров или об отказе во включении в указанную повестку дня не позднее пяти дней после окончания сроков, установленных пунктами 1 и настоящей статьи. Вопрос, предложенный акционерами (акционером), подлежит включению в повестку дня общего собрания акционеров, равно как выдвинутые кандидаты подлежат включению в список кандидатур для голосования по выборам в соответствующий орган общества, за исключением случаев, если:

вопрос, предложенный для внесения в повестку дня общего собрания акционеров общества, не отнесен к его компетенции и (или) не соответствует требованиям настоящего Федерального закона и иных правовых актов Российской Федерации.

6. Мотивированное решение совета директоров (наблюдательного совета) общества об отказе во включении предложенного вопроса в повестку дня общего собрания акционеров или кандидата в список кандидатур для голосования по выборам в соответствующий орган общества направляется акционерам (акционеру), внесшим вопрос или выдвинувшим кандидата, не позднее трех дней с даты его принятия. Если данные предложения поступили в общество от лиц, которые не зарегистрированы в реестре акционеров общества и дали указание (инструкцию) лицу, осуществляющему учет их прав на акции, указанное решение совета директоров (наблюдательного совета) общества направляется таким лицам не позднее трех дней с даты его принятия в соответствии с правилами законодательства Российской Федерации о ценных бумагах для предоставления информации и материалов лицам, осуществляющим права по ценным бумагам.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае принятия советом директоров (наблюдательным советом) общества решения об отказе во включении предложенного вопроса в повестку дня общего собрания акционеров или кандидата в список кандидатур для голосования по выборам в соответствующий орган общества либо в случае уклонения совета директоров (наблюдательного совета) общества от принятия такого решения акционер вправе обратиться в суд с требованием о понуждении общества включить предложенный вопрос в повестку дня общего собрания акционеров или кандидата в список кандидатур для голосования по выборам в соответствующий орган общества.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Совет директоров (наблюдательный совет) общества не вправе вносить изменения в формулировки вопросов, предложенных для включения в повестку дня общего собрания акционеров, и формулировки решений по таким вопросам.

Наряду с вопросами, предложенными акционерами для включения в повестку дня общего собрания акционеров, а также кандидатами, предложенными акционерами для образования соответствующего органа, совет директоров (наблюдательный совет) общества вправе включать в повестку дня общего собрания акционеров вопросы и (или) кандидатов в список кандидатур для голосования по выборам в соответствующий орган общества по своему усмотрению. Число кандидатов, предлагаемых советом директоров (наблюдательным советом) общества, не может превышать количественный состав соответствующего органа.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. В случае, если предлагаемая повестка дня общего собрания акционеров содержит вопрос о реорганизации общества в форме слияния, выделения или разделения и вопрос об избрании совета директоров (наблюдательного совета) общества, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, выделения или разделения, акционер или акционеры, являющиеся в совокупности владельцами не менее чем 2 процентов голосующих акций реорганизуемого общества, вправе выдвинуть кандидатов в совет директоров (наблюдательный совет) создаваемого общества, его коллегиальный исполнительный орган и, если в соответствии с уставом создаваемого общества наличие ревизионной комиссии является обязательным, кандидатов в ревизионную комиссию, число которых не может превышать количественный состав соответствующего органа, указываемый в сообщении о проведении общего собрания акционеров общества в соответствии с проектом устава создаваемого общества, а также выдвинуть кандидата на должность единоличного исполнительного органа создаваемого общества.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, если предлагаемая повестка дня общего собрания акционеров содержит вопрос о реорганизации общества в форме слияния, акционер или акционеры, являющиеся в совокупности владельцами не менее чем 2 процентов голосующих акций реорганизуемого общества, вправе выдвинуть кандидатов для избрания в совет директоров (наблюдательный совет) создаваемого путем реорганизации в форме слияния общества, число которых не может превышать число избираемых соответствующим обществом членов совета директоров (наблюдательного совета) создаваемого общества, указываемое в сообщении о проведении общего собрания акционеров общества в соответствии с договором о слиянии.

Предложения о выдвижении кандидатов должны поступить в реорганизуемое общество не позднее чем за 45 дней до дня проведения общего собрания акционеров реорганизуемого общества.

Решение о включении лиц, выдвинутых акционерами или советом директоров (наблюдательным советом) реорганизуемого общества кандидатами, в список членов коллегиального исполнительного органа, ревизионной комиссии и решение об утверждении лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа каждого общества, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, разделения или выделения, принимаются большинством в три четверти голосов членов совета директоров (наблюдательного совета) реорганизуемого общества. При этом не учитываются голоса выбывших членов совета директоров (наблюдательного совета) этого общества.

(см. текст в предыдущей редакции)

Основные применимые нормы:

П. 7 ст. 37 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО).

После того как общее собрание участников ООО выбрало председательствующего на общем собрании и в повестку дня внесены все вопросы, подлежащие рассмотрению, председательствующий предлагает всем участникам собрания утвердить проект повестки дня заседания.

Порядок утверждения повестки дня

Законом об обществах с ограниченной ответственностью не регламентирован порядок утверждения на общем собрании участников повестки дня.

В целях избежания рисков последующего оспаривания принятых на общем собрании участников решений, рекомендуется утверждать ее участниками общества, присутствующими на собрании (при наличии кворума), большинством голосов от общего числа голосов участников общества (п. 8 ст. 37 Закона об ООО не предусматривает квалифицированного большинства при принятии решения об утверждении повестки дня общего собрания, соответственно согласно абз. 3 п. 8 ст. 37 Закона об ООО такое решение может быть принято большинством голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов не предусмотрена уставом общества).

Обратите внимание!

В соответствии с п. 7 ст. 37 Закона об ООО общее собрание участников общества вправе принимать решения только по вопросам повестки дня, сообщенным участникам общества в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 36 Закона об ООО, за исключением случаев, если в данном общем собрании участвуют все участники общества.

В целях избежания рисков последующего оспаривания принятых на общем собрании участников решений по дополнительно внесенным в ходе собрания вопросам, рекомендуется утверждать их в составе повестки дня только в том случае, если на собрании присутствуют все участники. Утверждение таких вопросов в составе повестки дня рекомендуется проводить большинством голосов от общего числа голосов участников общества (на основании абз. 3 п. 8 ст. 37 Закона об ООО).

Нарушения при утверждении повестки дня общего собрания участников ООО

При утверждении повестки дня общего собрания участников могут быть допущены следующие нарушения:

Изменение формулировок вопросов повестки дня;

Включение дополнительных вопросов при отсутствии на собрании всех участников ООО.

При обнаружении данных нарушений участники могут обратиться в суд с требованием о признании недействительными решений, принятых на общем собрании, на основании п. 1 ст. 43 Закона об ООО.

Вернуться к таблице >>>

5.5. Принятие на очередном общем собрании участников ооо решений по вопросам повестки дня

Основные применимые нормы:

Ст. 37 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО).

После утверждения повестки дня очередного общего собрания участников ООО председательствующий на общем собрании выносит на обсуждение общего собрания вопрос о принятии решения по каждому вопрос повестки дня. Перед голосованием возможно проведение обсуждения по каждому из вопросов повестки дня. При этом в протоколе должна быть отражена информация о лице (лицах), выступавшем по данному вопросу, а также информация о содержании его выступления.

Решение принимается общим собранием путем голосования "за" его принятие или "против". При этом решение считается принятым, если за его принятие отдано необходимое в соответствие с законом об ООО количество голосов.

Вопрос повестки дня

Норма закона

Реорганизация или ликвидация общества

абз. 2 п. 8 ст. 37 Закона об ООО

Предоставление дополнительных прав участнику (участникам) общества

абз. 1 п. 2 ст. 8 Закона об ООО

Прекращение или ограничение дополнительных прав, предоставленных всем участникам общества

Возложение дополнительных обязанностей на всех участников общества, прекращение дополнительных обязанностей

п. 2 ст. 9 Закона об ООО

Внесение в устав, изменение и исключение из устава ограничений максимального размера доли участника общества и возможности изменения соотношения долей участников общества

п. 3 ст. 14 Закона об ООО

Увеличение уставного капитала общества на основании заявления участника (заявлений участников) общества о внесении дополнительного вклада

п. 2 ст. 19 Закона об ООО

Увеличение номинальной стоимости доли участника общества, подавшего заявление о внесении дополнительного вклада

п. 2 ст. 19 Закона об ООО

Изменение размеров долей участников общества в связи с увеличением уставного капитала на основании заявления участника (заявлений участников) общества о внесении дополнительного вклада

п. 2 ст. 19 Закона об ООО

Увеличение уставного капитала общества на основании заявления третьего лица (третьих лиц) о принятии его (их) в общество и внесении вклада

п. 2 ст. 19 Закона об ООО

Принятие третьего лица (третьих лиц) в общество

п. 2 ст. 19 Закона об ООО

Определение номинальной стоимости и размера доли третьего лица (третьих лиц), принимаемого в общество

п. 2 ст. 19 Закона об ООО

Изменение размеров долей участников общества в связи с увеличением уставного капитала на основании заявления третьего лица (третьих лиц) о принятии его (их) в общество и внесении вклада

п. 2 ст. 19 Закона об ООО

Внесение изменений в устав общества, связанных с увеличением уставного капитала на основании заявления третьего лица (третьих лиц) о принятии его (их) в общество и внесении вклада

п. 2 ст. 19 Закона об ООО

Внесение в устав общества положений, устанавливающих преимущественное право покупки доли или части доли в уставном капитале общества по заранее определенной уставом цене, в том числе изменение размера такой цены или порядка ее определения

п. 4 ст. 21 Закона об ООО

Внесение в устав общества положений, устанавливающих возможность воспользоваться преимущественным правом покупки не всей доли или не всей части доли в уставном капитале общества, предлагаемых для продажи

п. 4 ст. 21 Закона об ООО

Внесение в устав общества положений, предусматривающих возможность предложения доли или части доли в уставном капитале общества всем участникам общества непропорционально размерам их долей

п. 4 ст. 21 Закона об ООО

Внесение в устав общества положений, предусматривающих срок исполнения обязанности общества по выплате действительной стоимости доли участника по его требованию в случаях, предусмотренных абз. 1 и 2 п. 2 ст. 23 Закона об ООО

п. 2 ст. 23 Закона об ООО

Внесение в устав общества положений, предусматривающих иной срок, чем три месяца, со дня возникновения соответствующей обязанности или порядок исполнения обязанности общества по выплате действительной стоимости доли или выдаче в натуре такой же стоимости участнику, подавшему заявление о выходе из общества

п. 6.1 ст. 23 Закона об ООО

Зачет участниками общества и (или) третьими лицами денежных требований к обществу в счет внесения ими дополнительных вкладов (вкладов)

п. 4 ст. 19 Закона об ООО

Продажа доли (части доли), принадлежащей обществу, участникам, в результате которой изменяются размеры долей участников общества, а также ее продажа третьим лицам и определение иной цены на продаваемую долю

п. 4 ст. 24 Закона об ООО

Выплата кредиторам действительной стоимости доли или части доли участника, на имущество которого обращается взыскание

абз. 2 п. 2 ст. 25 Закона об ООО

Денежная оценка имущества, вносимого для оплаты долей в уставном капитале общества

п. 2 ст. 15 Закона об ООО

Внесение в устав положений, предоставляющих участникам право выхода из общества

п. 1 ст. 26 Закона об ООО

Внесение в устав общества изменений, предусматривающих обязанность участников общества вносить вклады в имущество общества по решению общего собрания участников

п. 1 ст. 27 Закона об ООО

Внесение в устав общества положений, устанавливающих порядок определения размеров вкладов в имущество общества непропорционально размерам долей участников общества, а также положений, устанавливающих ограничения, связанные с внесением вкладов в имущество общества

п. 2 ст. 27 Закона об ООО

Изменение и исключение положений устава общества, устанавливающих порядок определения размеров вкладов в имущество общества непропорционально размерам долей участников общества, а также ограничения, связанные с внесением вкладов в имущество общества, установленные для всех участников общества

п. 2 ст. 27 Закона об ООО

Внесение в устав общества положений, устанавливающих порядок распределения прибыли между участниками общества, а также изменение и исключение таких положений

п. 2 ст. 28 Закона об ООО

Внесение в устав положений, устанавливающих порядок определения числа голосов участников общества, а также изменение и исключение таких положений

п. 1 ст. 32 Закона об ООО

Внесение изменений в устав общества (увеличение или уменьшение размера уставного капитала)

абз. 1 п. 8 ст. 37 Закона об ООО

Внесение вкладов в имущество общества

абз. 2 п. 1 ст. 27 Закона об ООО

Создание филиалов и открытие представительств

п. 1 ст. 5 Закона об ООО

Прекращение или ограничение дополнительных прав, предоставленных определенному участнику общества

Большинством не менее 2/3 от общего числа голосов участников общества (при условии, что участник, которому принадлежат дополнительные права, голосовал за принятие такого решения или дал письменное согласие)

абз. 3 п. 2 ст. 8 Закона об ООО

Возложение дополнительных обязанностей на определенного участника общества

Большинством не менее 2/3 от общего числа голосов участников общества (при условии, что участник, на которого возлагаются дополнительные обязанности, голосовал за принятие такого решения или дал письменное согласие)

п. 2 ст. 9 Закона об ООО

Исключение из устава общества положений, устанавливающих преимущественное право покупки доли или части доли в уставном капитале общества по заранее определенной уставом цене

п. 4 ст. 21 Закона об ООО

Исключение из устава общества положений, устанавливающих возможность воспользоваться преимущественным правом покупки не всей доли или не всей части доли в уставном капитале общества, предлагаемых для продажи

п. 4 ст. 21 Закона об ООО

Исключение из устава общества положений, предусматривающих возможность предложения доли или части доли в уставном капитале общества всем участникам общества непропорционально размерам их долей

п. 4 ст. 21 Закона об ООО

Исключение из устава общества положений, предусматривающих срок исполнения обязанности общества по выплате действительной стоимости доли участника по его требованию в случаях, предусмотренных абз. 1 и 2 п. 2 ст. 23 Закона об ООО

п. 2 ст. 23 Закона об ООО

Исключение из устава общества положений, предусматривающих иной срок, чем три месяца, со дня возникновения соответствующей обязанности или порядок исполнения обязанности общества по выплате действительной стоимости доли или выдаче в натуре такой же стоимости участнику, подавшему заявление о выходе из общества

п. 6.1 ст. 23 Закона об ООО

Изменение и исключение положений устава общества, устанавливающих ограничения, связанные с внесением вкладов в имущество общества для определенного участника общества

п. 2 ст. 27 Закона об ООО

Остальные вопросы

абз. 3 п. 8 ст. 37 Закона об ООО

Согласно п. 9 ст. 37 Закона об ООО уставом ООО может быть предусмотрено проведение кумулятивного голосования по вопросам об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета), коллегиального исполнительного органа и (или) ревизионной комиссии общества.

При кумулятивном голосовании число голосов, принадлежащих каждому участнику ООО, умножается на число лиц, которые должны быть избраны в орган ООО, и участник ООО вправе отдать все голоса за одного кандидата или распределить их между двумя и более кандидатами. Избранными считаются кандидаты, получившие наибольшее число голосов.

Обратите внимание!

По вопросу о том, можно ли в уставе ООО предусмотреть возможность принятия решений участниками общего собрания единогласно, если в соответствии с Законом об ООО единогласия для принятия решений по этим вопросам не требуется, сложилась различная судебная практика. См. Путеводитель по корпоративным спорам. Общее собрание участников общества с ограниченной ответственностью >>>

Открытое, если уставом не предусмотрен иной порядок.

Последствия нарушения

Нарушение порядка проведения общего собрания участников ООО влечет наложение административной ответственности на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей (п. 11 ст. 15.23.1 КоАП РФ).

Все важные решения, принимаемые на общих собраниях, обязательно должны протоколироваться. Документальная фиксация того, как проходило мероприятие, может в дальнейшем понадобиться при возникновении разногласий - вплоть до обращения в вышестоящие инстанции.

Что это за документ

Образцы протоколов общего собрания должны соответствовать ряду требований, которые мы и рассмотрим в нашей статье. Если правильная форма его не соблюдена, с юридической точки зрения принятые решения можно считать недействительными.

Именно поэтому знание правил того, как составить протокол, очень важно. Любой, кому предстоит за это отвечать, обязан владеть данной информацией.

Обязательны к составлению протоколы, если общее собрание участников ООО посвящено встрече с представителями иных фирм, решению выносимых на комиссию споров и проблем, производственным переговорам. Его главная цель - зафиксировать документально те договорённости, которые совместным решением оказались принятыми в ходе мероприятия.

Если затрагиваются такие серьёзные моменты, как изменения в составе учредителей, вопросы реформирования или полной ликвидации фирмы и т. п., протокол составляется с предварительным изучением того образца, который брался во внимание при написании предыдущего аналогичного документа.

Право проверки правильности его ведения принадлежит контролирующим органам. Если ими обнаружатся юридические несоответствия, итоги мероприятия будут объявлены недействительными.

Что конкретно он содержит

Составляется протокол в двух экземплярах и не позже, чем через 15 дней с даты, когда проводилось собрание. Вот перечень сведений, обязательных для указания в нем:

  • время и дата проведения собрания;
  • адрес, где шло заседание;
  • общее количество голосов участников с учетом отсутствующих;
  • данные лица, назначенного председателем, и тех, кто составил президиум.

Обязательным пунктом является список вопросов, которые содержит повестка дня. Главные из них, подлежащие разрешению, формулируются в форме тезисов и перечисляются в бланке протокола. В обязательном порядке фиксируется и информация о принятом решении по каждому конкретному пункту.

Предварительная подготовка

Тот, кто отвечает за организацию и проведение всего мероприятия, должен позаботиться о выполнении ряда предварительных процедур, а именно: он формулирует повестку собрания, заботится о сборе нужных документов и занимается оповещением о его месте и дате всех, кто имеет право на участие. Те обязаны быть проинформированы по вопросам предполагаемой повестки дня, чтобы иметь возможность подготовиться.

Информация о присутствующих вносится в протокол секретарем до начала совещания. Для этого количество зафиксированных в протоколе голосов должно находиться в соответствии с предварительно составленным перечнем предполагаемых присутствующих.

Так как порой невозможно моментально зафиксировать всю информацию, поднимаемую в ходе обсуждения, ответственному за ведение протокола позволяется для соблюдения достоверности использовать аудио- и видеозапись. Кроме того, секретарю предписывается вести наброски от руки на бумаге.

В обязательном порядке образцы протоколов общего собрания содержат сообщения всех, кто выступал, краткое содержание предлагаемых к реализации проектов и всю документацию, на основании которой принималось окончательное решение. Если что-то из этого будет упущено, юридически документ можно признать недействительным.

Разные формы ведения

Законодательство позволяет вести протокол в развернутом или же кратком виде. Последняя форма получила название протокола-схемы. Туда, как правило, заносится информация о докладчиках и краткие итоги дебатов. В подробной же форме расписывается суть каждого из выступлений.

Какой именно вид документа выбрать, решает руководство. Чаще всего этот вопрос согласовывается председателем с участниками.

Протокол общего собрания ООО не может быть признан действительным, если в нём не указано название организации в полном виде. Сокращенная аббревиатура должна быть прописана лишь после того.

Все данные обязаны соответствовать учредительным документам. В заголовке протокола указывается вид заседания или наименование проводящего его органа. Далее секретарем прописывается вся информация по ведению мероприятия, которое может быть плановым, внеочередным либо ежегодным. Возможны и другие варианты.

Закон требует составления протоколов с периодичностью не реже раза в год. Форма мероприятия также обязательна к фиксации в протоколе и подразумевается с личным присутствием участников либо заочной.

Что еще важно

Образцы протоколов общего собрания в обязательном порядке содержат фактический адрес проведения. Основная часть бланка содержит тот перечень задач, которые требуется решить на совещании. Если речь идет о годовом собрании, по закону следует проработать определённое количество обязательных вопросов.

Немаловажный пункт - регистрация каждого члена собрания. При этом указывается его ФИО, должность и число голосов, имеющихся в обладании. Если речь идет об акционерном обществе, вносятся данные паспортов или доверенностей.

Время начала и окончания совещания также фиксируется секретарем, что немаловажно. Если будут обнаружены фактические (даже формальные) погрешности заполнения бланка, все принятые решения станут недействительными.

По результатам выступлений вписываются их основные положения без приведения полного текста каждого доклада, то есть информация подается секретарем тезисно. Процедура завершается подписанием протокола председателем и секретарем с обязательным проставлением фактической даты заполнения.

Если предстоит собрание трудового коллектива

Таковое проводится по поводу событий, значимых для всех. Цель его - решить накопившиеся разногласия, проконтролировать выполнение нормативных внутренних актов предприятия и т. д.

Согласно Трудовому кодексу, число присутствующих обязано составлять от половины до 2/3 всего коллектива. Решение, как правило, принимается простым большинством голосов.

Требования к протоколу такого собрания аналогичны приведённым выше для общих случаев. Составлен документ должен быть на фирменном бланке предприятия (организации). Перечислять выступающих принято с указанием должности каждого.

Если повестка дня состояла из нескольких вопросов, трудовой коллектив обязан рассмотреть каждый из них по отдельности и принять решение в индивидуальном порядке. В подводимых итогах должны отражаться вопросы, по которым решение оказалось положительным либо, соответственно, отрицательным.

Как составляются протоколы общих собраний многоквартирного дома

В настоящее время много вопросов возникает по собраниям собственников многоквартирных домов или ТСЖ. Это относится, как к ведению самих собраний, так и к правильному оформлению протоколов.

Следует отметить, что единой законодательно принятой универсальной формы данного документа не существует. В каждом ТСЖ или многоквартирном жилом доме (МКД) может иметься собственный шаблон такого документа. В связи с этим порой могут возникнуть противоречия на тему того, как составить протокол, какие вопросы можно и нужно включать в него.

Прежде всего, это вопрос о назначении председателя и секретаря. Они избираются из числа собственников, собравшихся на мероприятии. Если предложено сразу несколько кандидатур, решения принимаются голосованием. Затем председателем поручается секретарю протоколирование результатов.

О счетной комиссии

Часто собственники на таких собраниях выбирают и счетную комиссию, хотя жилищным кодексом данная процедура не предусмотрена. Так как по закону подобное действие не относится к обязательным, то отсутствие комиссии не сделает итоги голосования недействительными.

Исключением является вариант, когда избирать в обязательном порядке счетную комиссию было решено на предварительном общем собрании собственников. Тогда несоблюдение этого и прочих пунктов регламента окажется нарушением. В таком случае другая форма ведения мероприятия может быть оспорена в судебном порядке.

Чьи подписи важны

Зачастую возникают разногласия по вопросу, кто должен подписывать итоговый протокол. Некоторые считают, что это - задача всех собственников, присутствующих на мероприятии. На самом деле такой необходимости нет.

Если собрание проводится в очной форме, задача каждого из прибывших - до начала мероприятия отметиться в регистрационном листе. Проставляемые ими подписи свидетельствуют о наличии кворума.

В процессе ведения протокола количество голосов тех, кто "за", "против" и "воздержался", подсчитывается поголовно и заносится секретарем в предназначенную для этого ведомость. Для придания юридической силы такому подсчёту и во избежание неточностей есть смысл каждому из голосующих выдать бюллетень для личного проставления необходимых данных с собственной подписью.

Такая процедура оформления результатов гарантирует прозрачность и точность подсчета. Образцы протоколов общего собрания обязывают применять аналогичный бюллетень, если собрание проводится в заочной форме.

Нужны ли подробности?

Можно ли не включать в итоговой протокол все предложения, комментарии и прочие высказывания собственников и стоит ли это вообще делать? Для точного отражения хронологии мероприятия такое включение, конечно же, предпочтительно. Более того, если протокол не будет содержать сведения о тех, кто высказывал свое несогласие с предлагаемыми решениями, возможна судебная тяжба и признание итогов мероприятия недействительными.

Но правильнее всего будет ориентироваться на то, какая именно информация является существенной, а какая нет. Вводить наименования пунктов "текущие вопросы" либо "разное" нецелесообразно. Такого рода информация не обладает никаким ценным смыслом и не дает возможности собственникам заранее подготовиться к мероприятию и выработать отчётливое мнение по предлагаемым к решению вопросам.

Не следует забывать, что сообщение о намечающемся мероприятии каждый из собственников должен получить не позже, чем за 10 дней до его даты проведения. При этом он обязан быть проинформирован о том, какие вопросы предполагается выносить на повестку дня. Именно поэтому, как в предварительном сообщении, так и в итоговом протоколе рекомендуется приводить как можно более конкретные формулировки.

КАК ПРОВЕСТИ ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ СОБСТВЕННИКОВ МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА

(пошаговая инструкция)

Решения принимаются собственниками помещений многоквартирного дома на общем собрании. Общее собрание является органом управления многоквартирным домом (ч. 1 ст. 44 Жилищного кодекса РФ).

Инициатором проведения общего собрания может быть любой собственник (ч. 2 ст. 45 Жилищного кодекса РФ). Как показывает практика, для успешного проведения общего собрания желательно, чтобы в доме появилась инициативная группа из числа собственников.

Шаг 1. Создание инициативной группы собственников и проведение заседания инициативной группы

Определяем, кто выступает с инициативой созыва внеочередного общего собрания (согласно ч. 2 ст. 45 Жилищного кодекса РФ, все общие собрания, кроме обязательного годового, являются внеочередными).

Собираем команду единомышленников – инициативную группу. Входить в нее могут только собственники помещений в данном доме.

Проводим заседание инициативной группы. Определяем предлагаемую повестку дня. Определяем дату, время и место проведения общего собрания. В первый раз оно обязательно должно быть проведено в очной форме (в Жилищном кодексе РФ это называется «путем совместного присутствия собственников помещений»).

Итоговым документом должен стать протокол заседания инициативной группы, в котором выражено намерение созвать общее собрание собственников помещений, его форма, место и время проведения, перечень вопросов, которые планируется обсудить и др. вопросы.

Важно помнить: общее собрание собственников помещений не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня данного собрания, а также изменять повестку дня данного собрания (ч. 2 ст. 46 Жилищного кодекса РФ). Поэтому надо максимально точно сформулировать повестку дня, предлагаемую на рассмотрение общего собрания.

Шаг 2. Получение реестра собственников помещений

В реестр включаются собственники помещений конкретного многоквартирного дома с указанием площади занимаемых ими помещений. За данной информацией члены инициативной группы могут обратиться в управляющую организацию.

ЭТАП I: Общее собрание собственников в очной форме

Напоминаем: В первый раз общее собрание обязательно должно быть проведено в очной форме («путем совместного присутствия собственников помещений»).

Шаг 3 . Сообщение о проведении общего собрания

По числу собственников помещений изготавливаем уведомления.

г) повестка дня собрания;

Важно помнить, что инициатор собрания обязан сообщить собственникам помещений о проведении собрания не позднее, чем за 10 дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания должно быть направлено каждому собственнику помещения. Согласно ч. 4 ст. 45 Жилищного кодекса РФ, сделать это можно тремя способами:

Целесообразно одновременно с уведомлением направить собственникам информационное письмо с разъяснениями по существу предстоящего голосования. Кроме того, данное информационное письмо помимо рассылки с уведомлениями можно разместить в месте, доступном всем собственникам дома (например, доска объявлений).

Шаг 4. Проведение общего собрания в очной форме и оформление его результатов

В день проведения собрания члены инициативной группы встречают в назначенном месте и в условленное время остальных собственников помещений.

Голосовать на общем собрании собственником помещения может как лично, так и через своего представителя (ч. 1 ст. 48 Жилищного кодекса РФ). Доверенность на голосование должна содержать сведения о представляемом собственнике помещения и его представителе (имя или наименование, место жительства или место нахождения, паспортные данные) и должна быть оформлена в соответствии с требованиями п. 4 и п. 5 ст. 185 Гражданского кодекса РФ или удостоверена нотариально (ч. 2 ст. 48 Жилищного кодекса РФ).

Все необходимые данные заносятся в регистрационные листы.

Очень важно помнить, что общее собрание правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений или их представители, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов (ч. 3 ст. 45 Жилищного кодекса РФ).

Если кворума нет…

Если общее собрание не имело необходимого кворума, составляем соответствующий протокол. Поскольку решения не принимались и выбрать председателя и секретаря собрания не удалось, протокол подписывает инициатор/инициаторы его проведения.

В дальнейшем решения общего собрания с такой же повесткой могут быть приняты путем проведения заочного голосования (ч. 1 ст. 47 Жилищного кодекса РФ) – переходим на

ЭТАП II .

Если кворум есть …

Напоминаем, повестка дня не может быть изменена, сокращена или дополнена (ч. 2 ст. 46 Жилищного кодекса РФ).

Сначала выбираем председателя общего собрания, секретаря для ведения протокола, счетную комиссию для подведения итогов голосования (сначала определяем число, потом – персональный состав). Это, можно сказать, обязательные процедурные вопросы. Затем проводится обсуждение и голосование по остальным вопросам повестки дня.

Шаг 5. Сообщение о результатах общего собрания в очной форме

Решения, принятые общим собранием, а также итоги голосования доводятся до сведения собственников помещений собственником, по инициативе которого было созвано такое собрание. Срок – не позднее чем через десять дней со дня принятия этих решений (ч. 3 ст. 46 Жилищного кодекса РФ).

Собрание должно решить, в какой форме это будет сделано, и где: место должно быть доступным для всех собственников помещений. Наиболее простая форма – это копия протокола собрания собственников помещений. Но собственники могут принять решение о том, что это будет отдельный документ – уведомление (сообщение) и решениях собрания и итогах голосования.

Шаг 6. Хранение документов

ЭТАП II: Общее собрание собственников в форме заочного голосования

Если собрание собственников помещений в очной форме не имело необходимого кворума, в дальнейшем решения общего собрания собственников помещений с такой же повесткой могут быть приняты путем проведения заочного голосования. Он подразумевает передачу в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания, оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование (ч. 1 ст. 47 Жилищного кодекса РФ).

Поскольку определенная работа на первом этапе уже была проделана, алгоритм действий при проведении собрания собственников в форме заочного голосования несколько отличается.

Шаг 5. Проведение заседания инициативной группы

На рассмотрение собственников выносится та же повестка дня, но меняется форма проведения общего собрания собственников помещений. Соответственно, частично изменяется повестка самого заседания инициативной группы. Надо определить:

— сроки его проведения.

Поскольку на первом этапе реестр собственников уже должен быть получен, следующим будет

Шаг 6 . Сообщение о проведении общего собрания и доставка бланков решений

По числу собственников помещений изготавливаем уведомления о проведении общего собрания в форме заочного голосования.

В ч. 5 ст. 45 Жилищного кодекса РФ прописано, что надо указать в таком уведомлении:

а) сведения о лице (лицах), по инициативе которого (которых) созывается собрание;

б) форма проведения собрания (очное собрание или заочное голосование);

в) дата, время, место проведения собрания или в случае проведения данного собрания в форме заочного голосования – дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, место или адрес, куда должны передаваться такие решения;

г) повестка дня собрания;

д) порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, место или адрес, где с ними можно ознакомиться.

Очень важно помнить! Повестка дня общего собрания в форме заочного голосования обязательно должна быть точно такой же, как и при несостоявшемся очном собрании.

Инициатор собрания обязан сообщить собственникам помещений о проведении собрания не позднее чем за 10 дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания должно быть направлено каждому собственнику помещения. Согласно ч. 4 ст. 45 Жилищного кодекса РФ, сделать это можно тремя способами:

1) направить заказным письмом (если решением общего собрания собственников не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме). Этот способ наиболее эффективен, особенно в домах с большим числом квартир;

2) вручить под роспись каждому собственнику помещения;

3) разместить в помещении данного дома, определенном решением общего собрания собственников и доступном для всех собственников помещений.

Одновременно направляем собственникам помещений бланки решения по вопросам, поставленным на голосование.

Голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений, проводимого в форме заочного голосования, осуществляется только посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование (ч. 5 ст. 48 Жилищного кодекса РФ).

В решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, должны быть указаны:

2) сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме;

3) решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками «за», «против» или «воздержался» (ч. 3 ст. 48 Жилищного кодекса РФ).

Целесообразно одновременно еще раз направить собственникам информационное письмо с разъяснениями по повестке дня.

Шаг 7. Прием решений собственников помещений

Решения принимаются до даты по месту или адресу, указанному в уведомлении о проведении общего собрания.

Принявшими участие в общем собрании, проводимом в форме заочного голосования, считаются собственники помещений в данном доме, решения которых получены до даты окончания их приема (ч. 2 ст. 47 Жилищного кодекса РФ).

Шаг 8. Оформление результатов заочного голосования собственников

Счетная комиссия осуществляет обработку поступивших бюллетеней и по истечении указанного срока производит подсчет результатов голосования.

О бщее собрание правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений или их представители, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов (ч. 3 ст. 45 Жилищного кодекса РФ).

Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме (ч. 6 ст. 48 Жилищного кодекса РФ).

При голосовании, осуществляемом посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, засчитываются голоса по вопросам, по которым участвующим в голосовании собственником оставлен только один из возможных вариантов голосования. Оформленные с нарушением данного требования указанные решения признаются недействительными, и голоса по содержащимся в них вопросам не подсчитываются. В случае, если решение собственника по вопросам, поставленным на голосование, содержит несколько вопросов, поставленных на голосование, несоблюдение данного требования в отношении одного или нескольких вопросов не влечет за собой признание указанного решения недействительным в целом (ч. 6 ст. 48 Жилищного кодекса РФ).

Окончательное решение общего собрания собственников оформляется в виде протокола с приложением к нему всех бюллетеней для голосования .

Шаг 9. Сообщение о результатах общего собрания в форме заочного голосования

Решения, принятые общим собранием, а также итоги голосования доводятся до сведения собственников помещений собственником, по инициативе которого было созвано такое собрание, путем размещения соответствующего сообщения об этом в помещении данного дома, определенном решением общего собрания и доступном для всех собственников помещений. Сделать это необходимо не позднее чем через десять дней со дня принятия этих решений (ч.3 ст. 46 ЖК).

Шаг 10. Хранение документов

Протоколы общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме и решения таких собственников по вопросам, поставленным на голосование, хранятся в месте или по адресу, которые определены решением данного собрания (п. 4 ст. 46 Жилищного кодекса РФ).

Решения общего собрания собственников.

К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся:

1) принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта;

1.1) принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, размере взноса на капитальный ремонт в части превышения его размера над установленным минимальным размером взноса на капитальный ремонт, минимальном размере фонда капитального ремонта в части превышения его размера над установленным минимальным размером фонда капитального ремонта (в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлен минимальный размер фонда капитального ремонта), выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете;

1.2) принятие решений о получении товариществом собственников жилья либо жилищно-строительным кооперативом, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, управляющей организацией и при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме лицом, уполномоченным решением общего собрания таких собственников, кредита или займа на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, об определении существенных условий кредитного договора или договора займа, о получении данными лицами гарантии, поручительства по этим кредиту или займу и об условиях получения указанных гарантии, поручительства, а также о погашении за счет фонда капитального ремонта кредита или займа, использованных на оплату расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и об уплате процентов за пользование данными кредитом или займом, оплате за счет фонда капитального ремонта расходов на получение указанных гарантии, поручительства;

2) принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им;

3) принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме;

3.1) принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций) на условиях, определенных решением общего собрания;

3.2) принятие решений об использовании системы или иных информационных систем при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования;

3.3) принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на использование системы или иных информационных систем при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования (далее — администратор общего собрания);

3.4) принятие решения о порядке приема администратором общего собрания сообщений о проведении общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме, решений собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, а также о продолжительности голосования по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования с использованием системы;

4) выбор способа управления многоквартирным домом;

4.1) принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме;

5) другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. (ст.44 Жилищного кодекса РФ).

Каждое очередное собрание участников ООО – это новые задачи, ведущие либо к успеху, либо к краху компании. Поэтому от того, какие вопросы обсуждаются на нем, зависит дальнейшая деятельность общества. Так какой должна быть повестка дня общего собрания участников ООО?

Повестка дня нужна не для видимости работы компании, а, в первую очередь, для определения и уточнения задач, которые требуют решения. Чем четче и логичней они будут поставлены, тем выше вероятность приведения к «общему знаменателю».

Что такое повестка дня?

Повестка дня – это список вопросов, которые требуются для обсуждения участниками ООО и по которым выносится решение в целях развития компании. Чтобы детально в этом разобраться, нужно учитывать порядок прохождения .

Если данное мероприятие разбить на этапы, можно выделить следующие:

– Отправка уведомлений.

В преддверии годового собрания сроком за 30 дней каждому из участников ООО высылается уведомление о созыве. Делается это заказным письмом по адресу проживания участника, телеграммой или иным вариантом оповещения, согласованным в уставе. Уведомление включает документы, извещающие о дате и месте проведения мероприятия, порядке и сроках регистрации участников, виде собрания и т.д.

Также должна быть приложена примерная повестка дня (ст. 36 «Закон об ООО»).

– Внесение предложений.

В течение 15 дней каждый из участников ООО имеет право дополнить повестку дня вопросами, отвечающим компетенции общего собрания (ст. 36 «Закон об ООО»). Записываются вопросы в повестку дня в формулировке, заявленной участником. Правки категорически не допускаются, поэтому позаботиться об этом стоит заранее.

В течение 15 дней каждый из участников ООО имеет право дополнить повестку дня.

Количество предложений законом не ограничивается (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 90 и Пленума ВАС РФ № 14). Также нет рамок, каким образом они направляются созывающему органу (например, почтой с уведомлением, курьером лично в руки), поэтому порядок лучше отразить в уставе общества.

– Повторное уведомление.

За 10 дней до начала очередного общего собрания отправляется повторное уведомление участникам ООО с дополненной повесткой дня. Изменению она уже не подлежит. Впрочем, компания может установить и другие короткие сроки.

Образец уведомления можно скачать .

– Внесение в протокол.

Повестка дня вносится в протокол общего собрания участников ООО. Порядок рассмотрения вопросов устанавливается по степени важности.

Повестка дня – первостепенный документ для проведения годового собрания участников ООО, при грамотном оформлении которого процесс обсуждения дальнейшего пути развития компании становится структурированным и продуктивным.