Закон о курении в общественных местах. Закон о курении: что нужно знать, чтобы защитить свои права

Как работает закон о запрете курения в общественных местах? Где курить действительно запрещено? Как маркируются знаками места запрета курения и место для курения? Кто нарушает антитабачный закон, а кто курит с полным на то правом? Отвечает эксперт.

Как действует антитабачный закон

Антитабачный закон заработал в полном объеме с лета 2014 года. Наша подборка вопросов и ответов поможет разобраться, на какие помещения и территории не распространяется запрет курения в общественных местах, а в каких случаях злостных курильщиков ждет наказание за дым и огонь там, где курить запрещено. Узнайте, как правильно организовать место для курения на предприятии и маркировать места запрета курения. Изучайте теорию и практику, чтобы защитить свои права или не платить штраф, если курение запрещено.

42 полезных документа для юриста компании

На вопросы отвечает Ирина Грудинская, председатель коллегии адвокатов «Ирина Грудинская и партнеры»

Где курение запрещено, а где запрет курения не действует

Не могу разобраться: на улице теперь запрещено курить абсолютно везде в публичных местах или только в каких-то определенных (например, возле автобусной остановки или у входа в магазин, в городском парке)?

Запрет курения в общественных местах распространяется не на все публичные помещения и территории. В июне 2014 года вступили в силу положения (далее - закон № 15-ФЗ), которые ввели запрет на курение лишь в определенных помещениях и на определенных территориях. Остальные положения закона о запрете курения начали применяться еще за год до этого. В том числе уже с 2013 года действует запрет на курение на территориях и в помещениях образовательных учреждений, учреждений культуры, по делам молодежи, физкультуры и спорта, а также там, где оказываются медицинские, реабилитационные и санаторно-курортные услуги. Еще запрещено курить:

  • в самолетах, общественном транспорте;
  • в помещениях социальных служб, любых органов государственной власти, местного самоуправления;
  • на любых рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;
  • в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;
  • на детских площадках, пляжах, автозаправочных станциях;
  • на расстоянии менее чем 15 метров от входов на вокзалы и станции метро.

Кстати, во многих местах из этого списка было запрещено курить и раньше (по Федеральному закону от 10.07.01 № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака», который был отменен с введением нового закона о запрете курения в общественных местах). А в июне 2014 года вступил в силу еще один блок запретов. Теперь курить нельзя еще и в поездах дальнего следования, на пассажирских судах дальнего плавания, на пассажирских платформах, используемых для пригородных поездов, в гостиницах и других помещениях для временного размещения и проживания, в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков и в нестационарных торговых объектах (ч. 1 ст. 12 закона № 15-ФЗ).

То есть вы можете курить на улице, если не находитесь в зоне, в которой курить запрещено. Например, у входа в метро, во дворе школы или поликлиники курить нельзя, а за пределами этих зон - можно. Но субъекты РФ вправе установить дополнительные ограничения курения табака (ч. 6 ст. 12 закона № 15-ФЗ). Так, в Москве курение запрещено на улице Арбат, она полностью стала зоной, свободной от табака.

Места запрета курения и знаки о запрете курения

Меня оштрафовали за то, что я курил, как выяснилось, рядом со зданием колледжа. Но я не знал ни о том, что это колледж (просто проходил мимо здания и остановился закурить), ни о том, что я нахожусь на его территории (мне казалось, что я достаточно далеко от здания). Разве в таких случаях можно штрафовать?

На территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, курение запрещено (п. 1 ч. 1 ст. 12 закона № 15-ФЗ). Такая территория должна быть обозначена специальным знаком о запрете курения (ч. 5 ст. 12 закона № 15-ФЗ). Возможно, в вашем случае его не было в месте запрета курения. Требования к знаку запрета курения и порядку его размещения утверждены приказом Минздрава России от 12.05.14 № 214н. В частности, запрещающий знак должен размещаться у каждого входа на территорию, в здание и иные объекты, где курение табака запрещено, а также в местах общего пользования, в том числе туалетах. Однако в законодательстве не указано, что отсутствие запрещающих знаков освобождает от ответственности за курение в неположенном общественном месте. Просто в этом случае ответственность должно понести еще и лицо, которое было обязано установить знак о запрете курения (ч. 1 ст. 6.25 КоАП РФ). Соответственно, если вы курили около колледжа, даже не зная, что находитесь на территории образовательного учреждения, это все равно считается нарушением антитабачного закона.

Правда, если рядом с вами никого не было (то есть никто не мог пострадать от табачного дыма), вы можете попробовать обжаловать постановление об административной ответственности по малозначительности правонарушения (ст. 2.9 КоАП РФ). Есть шанс, что в таком случае от штрафа за курение в общественных местах вас освободят (см., например, решение Сысольского районного суда Республики Коми от 12.02.14 по делу № 12-6/2014, опубликовано на сайте суда). Правда, учитывая, что сумма штрафа за курение в неположенном месте не так уж велика (от 500 до 1500 рублей - часть 1 статьи 6.24 КоАП РФ), люди, как правило, не готовы тратить время на его обжалование.

Запрет курения в общественных местах многоквартирных домов

Курение в подъезде, на лавочках рядом с подъездом и на детской площадке во дворе - давняя причина моих скандалов с соседями. Я астматик и не выношу табачный дым, даже если он попадает мне в открытую форточку. Где можно и где нельзя курить в многоквартирном жилом доме и рядом с ним? Как можно воздействовать на тех, кто эти требования не выполняет?

Запрещено курить в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов. Это предусмотрено в пункте 10 части 1 статьи 12 закона № 15-ФЗ. Перечень того, что относится к помещениям общего пользования, указан в части 1 статьи 36 Жилищного кодекса, а также в пункте 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.06 № 491. В частности, это лестничные площадки, чердаки, подвалы, территория парковки или гаражей в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Поэтому, если ваши соседи курят в подъезде или даже у входа в подъезд, это нарушение закона о запрете курения в общественных местах. Вы можете пожаловаться, что соседи курят в подъезде, участковому, в полицию, жилищную инспекцию, Роспотребнадзор или государственному инспектору пожарного надзора. Все эти органы вправе выносить постановления о штрафе за нарушение запрета курения в общих помещениях многоквартирных домов (п. 9 ч. 2 ст. 23.3, ст. 23.13, ч. 1 ст. 23.34, ст. 23.55 КоАП РФ). В заявлении нужно указать свои паспортные данные, сведения о правонарушителе, а также представить доказательства, подтверждающие факт курения в неположенном месте (подойдут фото или видеоматериалы). Штраф за курение составляет от 500 до 1500 рублей, а за курение конкретно на детской площадке он выше - от 2000 до 3000 рублей (ст. 6.24 КоАП РФ).

Место для курения на общем балконе дома

В нашем доме есть общие балконы - курящие жильцы всегда выходили туда, это никому не мешало. Обязательно ли официально делать эти балконы местами для курения, если это и так никому не мешает? Может быть, если я сам повешу табличку «место для курения» и поставлю пепельницу, этого будет достаточно?

Чтобы курить на общих балконах на законных основаниях, нужно оборудовать их как специальные места для курения. Для этого потребуется принять решение общего собрания жильцов. Дело в том, что общие балконы в многоквартирном доме являются помещениями общего пользования, а значит, курение на них запрещено (п. 10 ч. 1 ст. 12 закона № 15-ФЗ, п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.06 № 491). Но по решению собственников жилья в доме может быть выделено специальное место для курения на открытом воздухе или в изолированном помещении общего пользования с системой вентиляции (ч. 2 п. 2 ст. 12 закона № 15-ФЗ).

Если вы просто повесите табличку «место для курения» или поставите пепельницу, этого будет недостаточно. Обязательно должно быть решение общего собрания собственников в многоквартирном доме или лица, которому переданы полномочия по управлению общим имуществом многоквартирного жилого дома на основании решения собственников помещений, - например, товарищества собственников жилья или управляющей компании. Кстати, если в случае проверки Роспотребнадзора или органов пожарного надзора будет установлено отсутствие такого решения, то ответственность грозит не только самим курильщикам, но и управляющей компании или товариществу собственников жилья: штраф за нарушение закона о курении с юридического лица - от 50 до 80 тыс. рублей, с должностных лиц - от 20 до 30 тыс. рублей (ч. 2 ст. 6.25 КоАП РФ).

Закон о запрете курения и точки общепита

Так и непонятно - можно ли курить на открытых верандах кафе? Где-то запрещают, а где-то смотрят на это сквозь пальцы. И можно ли курить рядом с входом в заведение общепита?

Пока невозможно однозначно ответить на вопрос по поводу курения на верандах. В пункте 6 части 1 статьи 12 закона № 15-ФЗ установлен запрет на курение в помещениях, предназначенных для предоставления услуг общественного питания, а также в нестационарных торговых объектах. А под помещением понимается часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями (п. 14 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.09 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»). Исходя из этого можно сделать вывод, что открытая веранда не является помещением, а значит, курить на ней можно. Однако Роспотребнадзор в письме от 18.06.14 № 01/6906-14-25 разъяснил, что в местах, расположенных вне здания, но имеющих надземную часть (пол, настил и др.), навес либо любой вид ограждения (включая декоративное), курить все-таки запрещено. К таким местам относятся, например, веранды, шатры, палатки, балконы и т. п. А через несколько недель по этому поводу высказался Минпромторг России (письмо от 08.07.14 № ЕВ-10160/08). Он, наоборот, указал, что временные террасы, веранды, в том числе на крышах, не являются частью помещений организаций общественного питания или нестационарными торговыми объектами, а значит, запрет курения на такие места не распространяется.

В такой неопределенной ситуации многие заведения общественного питания решили пока не разрешать курить на террасах. Это связано с тем, что они ориентируются на позицию Роспотребнадзора, поскольку оштрафовать кафе за запрещенное курение может именно он (у Минпромторга таких полномочий нет). В частности, юридическим лицам грозит штраф от 60 до 90 тыс. рублей, а индивидуальным предпринимателям - от 30 до 40 тыс. рублей (ч. 3 ст. 6.25 КоАП РФ). Более того, у Роспотребнадзора есть полномочия оштрафовать и посетителей кафе, которые курят в нарушение запрета (ст. 23.13 КоАП РФ). Кстати, в Госдуму в июне 2014 года внесен законопроект № 558226-6, который может поставить точку в этом спорном вопросе: в нем предлагается прямо разрешить курить на открытых террасах. А что касается курения рядом с входом в заведение общепита, то это возможно. Исключение - если рядом находится территория, на которой по закону № 15-ФЗ курить запрещено (например, кафе работает на территории санатория).

На рабочих местах курить запрещено

Я работаю в обычной коммерческой компании, у меня отдельный кабинет - если я закурю, то никому не помешаю. Коллеги тоже все курят. Может работодатель с согласия трудового коллектива разрешить курение в помещениях?

Нет, не может. На рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях, курение запрещено (п. 9 ч. 1 ст. 12 закона № 15-ФЗ). Никаких исключений из этого правила нет, даже если все работники дадут согласие на курение коллег на рабочих местах.

Единственное, что может сделать работодатель, - это принять решение об оборудовании отдельного места для курения, но только на открытом воздухе, а не в здании (п. 1 ч. 2 ст. 12 закона № 15-ФЗ). Причем, если работодатель не является собственником помещения вашего офиса (например, аренда в бизнес-центре), для этого придется договориться с собственником, потому что решение об обустройстве места для курения принимает именно он (п. 1 ч. 2 ст. 12 закона № 15-ФЗ).

Запрет курения на вокзалах и платформах

Все-таки можно или нельзя курить на вокзалах? Я часто езжу на электричках и, как и раньше, вижу курящих людей на перронах.

На территории вокзалов курить можно только на платформах поездов дальнего следования. В законе № 15-ФЗ предусмотрен запрет на курение на вокзалах в трех случаях. Во-первых, запрещено курить в самих помещениях железнодорожных вокзалов. Во-вторых, в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем 15 метров от входов в помещения вокзала. В-третьих, на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки и высадки пассажиров в пригородных поездах (п. 4, 12 ч. 1 ст. 12 закона № 15-ФЗ).

То есть если вы стоите на платформе, на которой останавливаются поезда дальнего следования, то на такой платформе курить можно. А вот курение на платформе, на которой останавливаются только электрички, уже будет являться нарушением закона.

ФЗ-15 "О запрете курения" (с изменениями 2015 г.) был принят согласно Рамочной конвенции ВОЗ. Нормативный акт регламентирует отношения в области охраны здоровья людей от негативного воздействия дыма и последствий потребления изделий, содержащих никотин. Рассмотрим далее подробно ФЗ-15 "О запрете курения" с комментариями.

Ключевые направления

Для предотвращения возникновения патологий, связанных с влиянием дыма и потреблением изделий, содержащих никотин и смолы, федеральный закон 15-ФЗ "О запрете курения" предусматривает определенный комплекс предупреждающих мер. В их число входят:

  1. Разработка налоговой и ценовой политики, направленной на сокращение спроса на соответствующую продукцию.
  2. Определение территорий, объектов и помещений, в которых потребление изделий, содержащих смолы и никотин, не допускается.
  3. Регулирование состава продукции и его раскрытия, установление требований к маркировке и упаковке.
  4. Информирование граждан о негативном влиянии продукции, содержащей никотин и смолы, а также вредном воздействии дыма.
  5. Установление запретов на стимулирование продаж и рекламу табачных изделий.
  6. Оказание населению медпомощи, направленной на прекращение потребления продукции, содержащей никотин и смолы, лечение зависимости и последствий.
  7. Пресечение незаконной продажи табачных изделий.
  8. Ограничение торговли продукцией, содержащей смолы и никотин.
  9. Установление запретов на продажу изделий несовершеннолетним, потребление ими табака и вовлечение их в процесс курения.

Категории объектов

"О запрете курения" устанавливает перечень территорий и участков, в пределах которых потребление продукции, содержащей смолы и никотин, не допускается. В список входят:

  1. Территории и помещения, используемые для предоставления образовательных услуг, учреждения культуры и молодежи, спорта и физкультуры.
  2. Вагоны поездов и суда дальнего следования/плавания в процессе перевозки пассажиров.
  3. Помещения и территории, предназначенные для предоставления реабилитационных, медицинских и санаторно-курортных услуг.
  4. Воздушные суда, общественный транспорт любого вида пригородного и городского сообщения, в том числе суда.
  5. Помещения, предназначенные для оказания гостиничных, жилищных услуг, используемых для временного проживания/размещения.
  6. Территории, на которых предоставляются услуги торговли, общепита, осуществляется бытовое обслуживание, работают рынки.
  7. Помещения соцслужб.
  8. Рабочие зоны, организованные в сооружениях/зданиях.
  9. Лифты и территории общего использования в многоквартирных домах.
  10. Детские площадки и территории, занятые пляжами.
  11. Пассажирские платформы, предназначенные для посадки/высадки граждан при перевозке по пригородным маршрутам.
  12. Автозаправочные станции.

На участках, расположенных на открытом воздухе, также действует ФЗ-15 "О запрете курения". 15 метров - расстояние, на котором должен находится гражданин, потребляющий изделия, содержащие никотин и смолы, от входов в помещения:


Исключения

Они установлены в ч. 2 ст. 12 ФЗ-15 "О запрете курения". Положения статьи допускают потребление продукции, содержащей смолы и никотин, на специально отведенных участках. Их организацию проводят в соответствии с решением собственника имущества либо лица, уполномоченного им. Ч. 2 ст. 12 ФЗ-15 "О запрете курения" предусматривает ряд требований, в соответствии с которыми должно проводиться оснащение специально отведенных участков. В норме, в частности, определено, что в обязательном порядке должно устанавливаться вентиляционное оборудование на судах, пребывающих в дальнем плавании, а также в изолированных помещениях в многоквартирных домах. Общие требования к оснащению специальных участков на открытом воздухе определяются исполнительным федеральным органом, реализующим функции по осуществлению госполитики и нормативному регулированию в сфере градостроительства, архитектуры и ЖКХ, совместно со структурами здравоохранения. Они должны обеспечивать выполнение гигиенических нормативов по концентрации в воздухе соединений, выделяемых при потреблении продукции, содержащей смолы и никотин. Одно из обязательных требований для обозначения участков, в пределах которых потребление продукции, содержащей смолы и никотин, не допускается по ФЗ-15 "О запрете курения", - вывеска. Требования к ее содержанию, а также порядок установки определяется исполнительным органом, уполномоченным правительством. Региональные органы госвласти вправе устанавливать на отдельных территориях или в помещениях дополнительные ограничения.

Меры по сокращению спроса

ФЗ-15 "О запрете курения" (с изменениями) не допускает и рекламу изделий, содержащих никотин и смолы. Для реализации этой задачи не разрешается:


Спонсорство

ФЗ No 15 "О запрете курения" устанавливает ряд требований для компаний, осуществляющих вещание аудиовизуальных произведений, в которых производится демонстрация продукции и процесса ее потребления. В случае если теле-, видеофильм, кино-, теле-, видеохроникальная программа содержит соответствующие кадры, организатор показа должен обеспечить до или во время него трансляцию сообщений о вреде употребления изделий. Закон "О запрете курения" 15-ФЗ допускает демонстрацию продукции и процесса ее употребления при информировании граждан о возникающем вследствие этого вреде для здоровья и негативном влиянии на состояние окружающей природы.

Предупреждение незаконной продажи

ФЗ-15 "О запрете курения" (2015 г.) предусматривает ряд мер, направленных на предотвращение неправомерной торговли соответствующей продукцией. К ним относят:

  1. Обеспечение ведения учета выпуска изделий, перемещения их через границу ТС в рамках ЕАЭС либо через госграницу России, розничной и оптовой их продажи.
  2. Отслеживание оборудования, используемого в производстве, перемещения и распределения продукции.
  3. Пресечение случаев неправомерной реализации изделий, привлечение виновных к ответственности, конфискация незаконно перемещенных, контрафактных предметов через границу ТС или госграницу России, их уничтожение в соответствии с требованиями законодательства.

Указанные мероприятия осуществляются на основании сведений налогового и таможенного учета, схем маркировки акцизными либо специальными марками, собственных информационных баз производителей. Федеральный орган, выполняющий обобщение и анализ данных, а также порядок, в соответствии с которым осуществляется обмен информацией между надзорными инстанциями, определяются правительством. Для предупреждения незаконной реализации изделий каждая упаковка и пачка подлежит маркировке в соответствии с положениями нормативных актов о техническом регулировании.

Организация продажи

В соответствии с ФЗ-15 "О запрете курения", реализация изделий допускается в оборудованных подсобными, торговыми, административно-бытовыми, складскими структурами помещениях. При отсутствии на территории населенного пункта павильонов и магазинов продажа разрешается в других объектах либо развозным методом. ФЗ-15 "О запрете курения" не допускает реализацию продукции на выставках, ярмарках, дистанционным, разносным методами, с использованием автоматов либо прочими способами.

Выкладка товара

Фз-15 "О запрете курения" не допускает розничную торговлю с демонстрацией продукции на прилавке. Сведения о реализуемых изделиях доводятся до потребителей посредством размещения их перечня. Текст списка выполняется буквами одинаковой величины, черным цветом на белом фоне. Перечень составляется в алфавитном порядке. Напротив каждого наименования указывается стоимость. В перечне не должно присутствовать никаких рисунков и изображений. ФЗ-15 "О запрете курения" допускает демонстрацию продукции потребителю после ознакомления с указанным списком.

Дополнительно

ФЗ-15 "О запрете курения табака" не допускает розничную продажу сигарет, присутствующих в пачке в количестве меньше 20 шт., папирос и иных изделий поштучно, продукции, не имеющей потребительской тары, а также упакованной в одну тару с иными товарами, не содержащими никотин и смолы.

Ограничения для реализаторов

Как гласит ФЗ-15 "О запрете курения", в общественных местах не допускается не только потребление изделий, содержащих смолы и никотин, но и их продажа. В частности, речь идет об объектах массового скопления граждан. К ним относят помещения и территории, используемые для предоставления образовательных, культурно-досуговых услуг, учреждения для молодежи, спортивные, санаторно-курортные, реабилитационные, медицинские центры и комплексы, транспорт общего пользования пригородного и внутригородского сообщения, в том числе суда, сооружения, занятые органами местной и государственной власти. В зданиях железнодорожных и автовокзалов, в аэро-, речных и морских портах, используемых для оказания услуг по перевозке пассажиров, на объектах, предназначенных для оказания гостиничных или жилищных услуг, временного размещения или проживания, бытового обслуживания также не допускается реализация продукции в соответствии с ФЗ-15 "О запрете курения".

Комментарии

Рассматриваемый нормативный акт устанавливает достаточно жесткие правила, направленные на ограничение распространения изделий, содержащих никотин и смолы. В особенности большое внимание уделяется мерам, предупреждающим потребление продукции несовершеннолетними. Предусмотрена административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность для субъектов, нарушающих положения ФЗ-15 "О запрете курения". Штрафы и прочие взыскания вменяются в соответствии с КоАП и прочими кодексами. Нормативный акт также не допускает продажу изделий, содержащих смолы и никотин, ближе 100 м по прямой линии от ближайшей точки, расположенной на границе с территорией, в пределах которой предоставляются образовательные услуги. При расчете расстояния не учитываются естественные и искусственные преграды.

Мониторинг

Оценка эффективности проведения мероприятий, ориентированных на предупреждение воздействия дыма и уменьшение объемов потребления изделий, содержащих смолы и никотин, включает в себя:

  1. Выполнение научных исследований. Они направлены на изучение причин потребления продукции, ограниченной в обороте, а также возникающих последствий, оценку действий, стимулирующих реализацию и употребление.
  2. Определение показателей состояния здоровья населения, динамики сокращения количества курящих граждан. Они используются в последующей разработке и реализации мероприятий, направленных на противодействие распространения продукции.
  3. Выполнение санитарно-эпидемиологических исследований существующих масштабов потребления.

Определяет, что оценку эффективности и мониторинг мероприятий, ориентированных на предупреждение негативного влияния дыма и уменьшение объемов употребления изделий, содержащих смолы и никотин, осуществляет исполнительный орган, реализующий функции по разработке и проведению госполитики и нормативного регулирования отношений в области здравоохранения, исполнительные надзорные структуры, работающие в сферах обеспечения санитарного и эпидемиологического благополучия граждан, защиты потребительских прав, статистического учета. Порядок их деятельности в рамках исполнения предписаний устанавливается правительством. В проведении мониторинга и оценке эффективности реализации предусмотренных нормативными актами мероприятий участвуют субъекты РФ в соответствии с региональным законодательством, а также на основании соглашений с исполнительным федеральным органом, осуществляющим выработку и реализацию указанных мер, а также обеспечивающим правовое регулирование в сфере здравоохранения.

Использование результатов оценки и мониторинга

На основании показателей, полученных при анализе эффективности реализации предусмотренных мероприятий, ориентированных на предупреждение негативного воздействия дыма и сокращение потребления изделий, содержащих смолы и никотин, исполнительный федеральный орган, выполняющий функции по разработке и выполнению госполитики и осуществлению нормативного регулирования в области здравоохранения, проводит:

  1. Информирование уполномоченных структур власти регионов, муниципальных образований и граждан о масштабах употребления продукции, ограниченной в обороте, а также реализуемых или запланированных мерах, ориентированных на его снижение.
  2. Разработку мероприятий, направленных на борьбу с распространением и незаконной продажей изделий. Они подлежат включению в целевые программы по охране и укреплению здоровья, а также в государственную стратегию развития системы здравоохранения.
  3. Подготовку и представление доклада о реализации РФ положений Рамочной конвенции ВОЗ по противодействию потребления табака.

Ключевые принципы обеспечения защиты населения

Охрана здоровья граждан от негативного воздействия дыма и последствий употребления табака основывается на:


Полномочия госорганов

В рамках реализации положений ФЗ-15, федеральные структуры обеспечивают:

  1. Реализацию единой госполитики в области охраны здоровья населения от негативного влияния дыма и последствий употребления изделий, содержащих никотин и смолы.
  2. Защиту прав гражданина и человека в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.
  3. Оказание населению медпомощи, направленной на прекращение употребления табачных изделий, лечение от зависимости и последствий потребления продукции, в учреждениях здравоохранения согласно действующим нормативным актам.
  4. Разработку и реализацию мер по охране здоровья граждан, включение их в целевые программы и государственную стратегию развития системы здравоохранения.
  5. Координацию работы исполнительных органов госвласти, структур регионального управления в области защиты населения от негативного воздействия дыма и последствий употребления табачной продукции.
  6. Организацию и реализацию государственного контроля в сфере обеспечения охраны здоровья граждан.
  7. Международное сотрудничество РФ, в том числе заключение соглашений и договоров с соответствующими структурами зарубежных стран в области защиты населения от негативного влияния дыма и потребления табачной продукции.

В полномочия госорганов входит также еще и выполнение оценки эффективности и мониторинг реализации всех мероприятий, ориентированных на сокращение объемов производства и распространения изделий, содержащих смолы и никотин. Порядок выполнения обязанностей, пределы компетенции указанных структур определяются постановлениями правительства. Оно также осуществляет контроль деятельности уполномоченных структур в сфере обеспечения охраны здоровья населения от воздействия табака.

1. Для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака (за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи):

1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;

2) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг;

3) в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

4) на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;

5) в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания;

6) в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах;

7) в помещениях социальных служб;

8) в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

9) на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;

10) в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;

11) на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;

12) на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении;

13) на автозаправочных станциях.

2. На основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака:

1) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

2) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции.

3. Требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, и должны обеспечивать соблюдение установленных в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации гигиенических нормативов содержания в атмосферном воздухе веществ, выделяемых в процессе потребления табачных изделий.

4. Для лиц, находящихся в следственных изоляторах, иных местах принудительного содержания или отбывающих наказание в исправительных учреждениях, обеспечивается защита от воздействия окружающего табачного дыма в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

5. Для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено, соответственно размещается знак о запрете курения, требования к которому и к порядку размещения которого устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения курения табака в отдельных общественных местах и в помещениях.

Закон, запрещающий курение, является положительным решением, принятым на уровне государства. Его выполнения сопряжено с определенными трудностями, и не всегда реализовать его нормы можно в реальной жизни.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Но в основном, его положения являются приемлемыми для большинства граждан и должны неукоснительно выполняться.

Первоначальная информация

Федеральный закон №15 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма…» вступил в действие с 23.02.2013 года.

Его принятие было почти единогласным. Оснований, которые послужили стимулом к разработке этого закона довольно много.

Для чего был создан законопроект

Статистика, которая собирается ежегодно, свидетельствует о том, что практически около 500 тысяч граждан страны умирают от онкозаболеваний и других болезней, вызванных пагубной привычкой – курением или дымоглотанием – вдыханием дыма сигарет.

Такая ужасающая статистика стала одной из основных причин создания законопроекта, который стал еще одним шагом, призванным улучшить статистику, снизить вредное воздействие на здоровье этого продукта и его последствия, и улучшить качество жизни граждан страны.

Фото: запрет на курение в общественных местах

Пропагандировать здоровый образ жизни и воспитывать молодое поколение, не имеющего таких вредных привычек, также помогает реализация данного закона.

Оздоровление нации путем введения данного норматива – это также и реализация требований Рамочной конвенции, которую приняла Всемирная организация здравоохранения с целью борьбы против табакокурения.

Одной из ее сторон является Россия, присоединившаяся к этой инициативе с 11 мая 2019 года. Таким образом, новый закон позволяет на международном уровне выполнять обязательства в противодействии курению, снижению количества смертей, причиной которых стал табак.

«Антитабачный» закон воспринят в стране неоднозначно, так как касается не только курильщиков, но и производителей этого товара.

В каких именно местах нельзя курить табак

С введением в действие этого норматива в 2013 запрещено табакокурение в учебных заведениях, медицинских учреждениях, заведениях санаторно-курортного типа, в зданиях, в которых располагаются органы госвласти, муниципальные учреждениях, соцслужбы.

Также запрет введен во всех видах общественного, пригородного пассажирского транспорта, в подъездах домов. Коснулся он и самолетов, вокзалов, станций метро.

Естественным считается запрет табакокурения в спортивных и культурно-просветительных заведениях, на предприятиях, в детских, пляжных зонах.

С начала июня 2014 года запретили курить в железнодорожных поездах, на кораблях, осуществляющих доставку пассажиров на большие расстояния.

Вынесен запрещающий вердикт в отношении табакокурения помещениях в кафе, гостиниц, ресторанов, на территории объектов торговли, рынков, на платформах, с которых отправляются пригородные электрички.

Нормативная база

Кроме закона №51-ФЗ в России функционирует ряд нормативных актов, связанных с запретом табакокурения:

  • ФЗ №274 от 21.10.13 года, которым внесены изменения в КоАП в части штрафных санкции за нарушение требований закона No15;
  • Распоряжение Правительства №1563-р от 23.09.10года;
  • Приказ Минздрава РФ №214-н от 12.05.14 года, которым утверждены требования к знаку, запрещающему курение и его размещению.

Функционирование з-на №15 о запрете курения в общественных местах

Запрет может работать, если есть действенные механизмы по его реализации и соблюдению. Подкрепить такую инициативу призваны соответствующие нормы, которые позволят реализовать наказание за несоблюдение законодательства в этом направлении деятельности.

Закон, который часто называют «антитабачным», предусматривает в статье 23 дисциплинарную, гражданскую и админответственность за нарушение его требований.

Во время реализации закона №15 мест, в которых привыкли курить граждане страны, практически не станет.

Употреблять табачные изделия это можно будет исключительно в домашних условиях, на улицах, которые запретом не охвачены.

Опросы, проведенные несколько лет назад в рамках GATS, показали, что в РФ практически 44 миллиона граждан, или 39% взрослых постоянно курят табак. Многие из них скептически относятся к запрету, считая, что закон работать не будет.

Какие инстанции следят за соблюдением

Курильщикам необходимо ознакомиться со списком мест, на которые распространяется закон о запрете курения и стараться его соблюдать.

Но если человека уличили в нарушении, нужно помнить — в РФ все еще действует условие презумпции невиновности, которая закреплена частью 2 ст.1.5 КоАП.

Соответственно, нужно еще доказать, что имело место нарушение закона, и сторона, обвиняющая курильщика должна предоставить веские доказательства этого факта.

Неоспоримым фактом может быть только обстоятельство, при котором человека поймали за руку во время курения.

Недобросовестных граждан, которые нарушают требования закона о запрете табакокурения обязаны привлекать к административной ответственности следующие инстанции:

  • полицейский;
  • участковый.

Чтобы доказать факт табакокурения в запрещенном законом месте, необходимо не только предоставить показания свидетелей.

Поэтому со сбором доказательств для обвинения имеются определенные трудности. Если человек, обвиняемый в курении в неположенном месте, не хочет соглашаться с составленным на него протоколом об админнарушении в соответствии с законом, его можно оспорить в суде.

Также у него есть право оспорить действия или отсутствие таковых от представителей власти, а также должностных лиц, гос- или муниципальных работников, если человек считает, что его права нарушались.

Данная норма прописана в ст.254 ч.1 ГПК РФ. К вопросу использования видео и фотофиксации нарушения также нужно подходить очень осторожно, так как это связано с возможным нарушением неприкосновенности частной жизни в соответствии с требованиями Конституции РФ (ст.23).

Если доказательная база собрана с нарушением требований законодательства, она не может иметь юридического основания. Поэтому судебный орган не примет их к рассмотрению (ст.55 ч.2 ГПК РФ).

В связи с этим многие игнорируют требования, изложенные в «антитабачном» законе и иных нормативных актах, так как нарушители уверенны в своей безнаказанности, а со стороны граждан, выявляющих такие факты можно услышать только замечания, дальше которых никто ничего не предпринимает, так как это связано с затратами времени, сил и нервов.

Но если все же нарушитель был пойман с поличным, попался на камеру супермаркета или установленную в подъезде на законных основаниях, ему грозит штраф или хождение по судам.

Соседи по лестничной площадке также могут уличить курильщика, мешающего табачным дымом и разбросанными по подъезду окурками.

Для этого достаточно вызвать участкового и зафиксировать факт курения в его присутствии. Он также должен провести опрос соседей и вынести свое решение.

Противникам табакокурения можно воздействовать на нарушителя следующим образом:

  • предупредить его о запрете курения в этом месте, вручить на память выдержку из закона;
  • повесить объявления с указанием пунктов норматива, которыми введен запрет;
  • при отсутствии реакции на эти действия нужно вызывать участкового, полицейских, передать им письменное заявление. Если полицейские откажут в реагировании на данный случай, можно обратиться с жалобой в орган прокуратуры.

Размер штрафа

В связи с тем, что не только рядовые граждане должны следить за соблюдением норм ФЗ 15 о запрете курения, но и юридические и должностные лица, наложение штрафов закон также предусматривает и на них. Административные наказания колеблются в пределах:

Фото: штрафы за нарушения антитабачного закона

Последние изменения редакции

В 2019 году вступили в действие новые положения ФЗ No15, Среди них стоит отметить следующие нововведения:

  • обязательная постановка на учет табачных изделий, которые ввозятся из-за рубежа и производятся в России;
  • контроль оборудования для табачной промышленности, которое выпускается в России;
  • контроль подлинности акцизных и спецмарок для табачных изделий;
  • проверки движения табачных изделий в пределах страны.

Закон No15-ФЗ является нужным нормативно-правовым актом, призванным приносить пользу курильщикам и тем, кто вынужден соседствовать с гражданами, имеющими такую вредную привычку.

Но судя по продажам продукции табачного ряда, потребление которых снизилось незначительно (в 2017 году на 6-8%), говорить о серьезных результатах его внедрения пока не приходится.

Успех этого закона зависит во многом от сознания каждого гражданина, своевременного реагирования на факты нарушений, оказания помощи правоохранительным органам, и принятия действенных мер по устранению выявленных проблем.

Рад приветствовать вас в моем блоге, друзья! Сегодня я хочу поднять такую болезненную для многих тему, как закон о курении в общественных местах , действующий в 2018 г. Ведь кому не знакомо противостояние между любителями табачного дыма и теми, кто его не переносит? Из-за подобных разногласий между моими соседями постоянно идет война: одни хотят спокойно покурить на собственном балконе, другие - не чувствовать неприятного запаха каждый раз, как отрывают окно. Да и на улице я бывал свидетелем конфликтов на автобусных остановках или вокзальных платформах. Давайте же все вместе разберемся в тонкостях вопроса и достигнем компромисса.

Что представляет собой антитабачный закон ФЗ №15

Текст законопроекта о запрете курения дополнялся несколько раз: последняя редакция датирована 2017 г. ФЗ № 15 был принят еще в 2013 г., причем Госдума проголосовала практически единогласно. И не без причин: статистика утверждает, что каждый год 50 000 граждан РФ умирает от онкологических заболеваний, вызванных табачным дымом. И речь не только о любителях затянуться сигаретой, ведь здоровье окружающих тоже страдает. Согласно прогнозам Минздрава, уже в следующем году можно будет узнать, насколько введенный запрет отразился на здоровье нации.

Закон о табакокурении подразумевает, что меры принимаются в комплексе. Он предусматривает следующее:

  • ограничение мест для курения ;
  • запрет на реализацию табачных изделий на расстоянии менее 100 м от школ и ВУЗов (несовершеннолетним продавать сигареты не разрешается в любом случае);
  • полный запрет рекламы табачной продукции;
  • постепенное увеличение цен на сигареты, сигары и т. д.;
  • работу над информированностью населения о вреде курения.

Споры о том, насколько запреты эффективны, не утихают. Но, если вас тревожат клубы дыма, вы имеете право обратиться к полицейскому и попросить его принять меры.

Та же статистика показывает, что из 100 человек, решивших побаловать себя сигаретой в общественном месте, штрафы платят только 15.

Где нельзя курить в РФ: положения на 2018 г.

Что предписывает законодательство о курении? Согласно ФЗ № 15, любителям табачного дыма не стоит доставать сигареты в следующих местах:

  • возле образовательных учреждений, причем запрещено курение не только на крыльце, но и на прилегающей территории;
  • в зданиях аэровокзалов, аэропортов, на станциях метрополитена и на расстоянии менее 15 м от входов;
  • в больницах и санаториях;
  • на пляжах;
  • в учреждениях спортивного типа;
  • в гостиницах;
  • на рынках (в павильонах и в палатках);
  • в лифтах;
  • в офисах;
  • на автозаправочных станциях;
  • в госучреждениях разного уровня;
  • на территориях культурных объектов (в цирках, театрах, филармониях).

Что касается железнодорожного транспорта, в том числе поездов дальнего следования, то возможности для перекура в тамбуре больше не будет. О введении ограничений напоминают запрещающие знаки.

Опыт пользователя: как штрафуют за нарушение закона

Недавно ехал с ребятами в поезде ближнего следования, на станции вышли покурить. Стояли на перроне, вроде не мешали… Нас увидел полицейский, попросил паспорта, потом сказал пройти с ним для составления протокола и оформления штрафа. Оказалось, мы расположились как раз под камерами. Прошли метров 30, там ждал второй полицейский с устройством вроде КПК. Внес наши данные, сказал, что штрафы придут по месту прописки. Думал, может, обжаловать их, но запись на камерах никуда не денется. Что поделать, пришлось платить…

Где можно курить по законам РФ

Законодательство о табакокурении оговаривает, что дым не должен беспокоить окружающих. Согласно ФЗ № 15 для любителей сигарет отводятся места и на открытом воздухе, и в помещениях. Если речь идет об изолированной “курилке” внутри многоквартирного здания, то она должна снабжаться воздушной вентиляцией; соответствие гигиеническим нормативам по уровню загрязнения воздуха - обязательное условие.


Курение в поезде попадает под запрет

Где курить на вокзале пассажирам? Ориентируйтесь на правило “Что не запрещено, то разрешено”. Это означает, что придется отойти от входа или платформы минимум на 15 м. Пассажирам же поездов дальнего следования разрешается зажечь сигарету во время остановки на платформе. Единственное условие - она должна отстоять от здания вокзала на 15 м и больше. А если вы дымите на платформе, предназначенной для посадки в электрички пригородного сообщения, готовьтесь понести наказание.

Как должно быть организовано место для курения

Согласно последним поправкам, места для курения, отведенные на открытом воздухе, должны соответствовать требованиям :

  • наличие освещения в темное время;
  • соответствующие таблички, развешенные поблизости;
  • наличие пепельниц и металлических урн.

Если речь идет о помещении, выделенном в здании , критерии меняются. Кроме табличек и пепельниц, должно быть следующее:

  • вентиляция;
  • полная изоляция, уберегающая остальных посетителей или сотрудников от дыма;
  • наличие информационных стендов, предупреждающих о вреде табака;
  • использование негорючих материалов в отделке;
  • наличие огнетушителя.

Но даже при соблюдении этих правил места для курения доступны не везде. В ряде учреждений действуют строгие запреты. Например, в больницах или школах, на автозаправках или на предприятиях общепита “курилку” обустраивать нельзя. Не найти ее и на складах, на сенокосах, на объектах, где перерабатываются, производятся или хранятся горючие материалы.

Какой штраф за курение предусмотрен в 2018 г.: для юридических лиц

  1. Наниматель не озаботился развесить знаки, предупреждающие о вреде привычки? Небрежность обойдется ему в 10 000 - 20 000 руб.
  2. Если на предприятии нет специально оборудованных мест для курения, штраф составит 50 000 - 80 000 руб. Отдельно предусмотрено наказание для должностного лица, ответственного за эту сферу, - сумма достигает 30 000 руб. Чтобы избежать затрат на оборудование “курилок”, можно прописать запрет в локальном нормативном акте и ознакомить сотрудников под роспись.
  3. Если наниматель не следит за выполнением “антитабачного” закона на предприятии, это расценивается как правонарушение. ИП отдаст 30 000 - 40 000 руб ., а для организаций сумма увеличится до 90 000 руб.

Что касается частоты перекуров, то федеральные законы не обязывают предоставлять дополнительные перерывы для этих целей. Согласно Трудовому кодексу, сотрудники в течение рабочего дня могут рассчитывать на отдых продолжительностью не менее 30 мин., но не более 2 ч. Они распоряжаются им по своему усмотрению, в том числе и для перекуров.

От чего зависит сумма штрафа для физических лиц

Размер административного штрафа для обычных граждан зависит от особенностей ситуации:

  1. Если вы закурили в общественном месте, то придется отдать 500 - 1 000 руб.
  2. Те, кто пренебрег запретом поблизости детской площадки, заплатят 2 000 - 3 000 руб.
  3. Дороже обойдется удовольствие подымить сигаретой, если вы заодно решили “угостить” несовершеннолетнего - 1 000 - 2 000 руб. Эту же сумму выложат те, кто “по-доброму” купил табачные изделия по просьбе подростка. А родителям несовершеннолетнего в подобных случаях придется оплатить 3 000 руб.

Отдельно предусмотрены наказания для продавцов, которые реализуют продукцию гражданам, не достигшим совершеннолетия. В подобных случаях нерадивого сотрудника оштрафуют на 3 000 - 5 000 руб . Организацию же накажут на 150 000 руб.

Кто и как будет штрафовать: реализация “антитабачного” запрета

Формально наказания за нарушение запретов предусмотрены, но кто и как выписывает квитанции? Если с юридическими лицами ситуация понятна (наличие вентиляции в “курилке” или использование негорючих материалов несложно проверить), то что делать с обычным любителем сигаретного дыма, пускающим его на улице?

Жаловаться проще всего на соседей : если один из них курит на лестничной площадке, факт подтвердят другие жильцы дома. Когда же вопрос касается прохожего в парке или человека, ожидающего транспорт в общественном месте, фиксируйте нарушение на видео. Правда, оно поможет лишь в случае, когда поблизости есть сотрудник полиции. Если его нет, то закон предписывает обращаться с записью в полицейское отделение или Роспотребнадзор. Но будете ли вы тратить на это время? Да и полиция не станет распространять ориентировки “Разыскивается за курение”, поэтому зачастую нарушители запрета остаются без наказания.

Как оплатить штраф за курение в общественном месте

Вы зажгли сигарету в общественном месте, что заметил полицейский? Составленный им протокол об административном нарушении не является основанием для оплаты. Сначала вы должны получить постановление, после чего и перевести деньги. Если бумагу не доставляют, вы можете зайти в УВД и взять копию. Пригодится и регистрация на портале “Госуслуги” или на сайте http://fssprus.ru/iss/ip/ , где вы проверите наличие выписанных штрафов.


Перевести деньги удастся через интернет-банкинг

Погашать их можно следующими способами:

  • в отделении банка при наличии квитанции;
  • через терминалы (раздел “Платежи в бюджет”);
  • через личные кабинеты при использовании интернет-банкинга .

Вы внесете деньги и через портал “Госуслуги”, но предварительно придется подтвердить учетную запись.

Что будет, если не оплачивать штраф за курение в общественных местах

Согласно законам, если вы не оплатите штраф вовремя, его увеличат вдвое (итоговая сумма не может быть меньше 1 000 руб.). Другой вариант - арест на 15 суток. На практике нередко оказывается, что граждане просто не вносят деньги: в большинстве случаев дополнительные меры не принимаются.

Если штраф за административное нарушение не оплачивается в течение 2 лет, его автоматически аннулируют. В крайнем случае вы сможете отдать деньги непосредственно судебному приставу. Но в сети вы найдете и отзывы о том, что полиция арестовывает нерадивых должников на 15 суток. Решать, стоит ли полагаться на удачу или лучше внести деньги, предстоит вам.

“Антитабачный” закон: как узнать, есть ли штрафы

Любители табачных изделий сталкиваются с типичной ситуацией: они затягиваются сигаретой в общественном месте, после чего к ним подходят сотрудники полиции и просят предъявить паспорт. Затем вносят данные в базу, говорят ждать постановление по почте и уходят, не составив протокол. Растерянные курильщики, так и не получив документ, не знают, что делать: надеяться на лучшее или как-то оплачивать штраф за нарушение закона без реквизитов. Как же поступить в подобной ситуации?

Прежде всего сотрудники полиции обязаны составить протокол и предложить вам расписаться в документе. Без протокола о нарушении выписать штраф не могут! Если же документ составлен, то вы получите постановление по почте. В нем и будут содержаться реквизиты для оплаты, которую надо сделать в 10-дневный срок. Если адрес регистрации и фактического проживания отличаются, проверяйте наличие штрафов в интернете .

Закон о курении в общественных местах: летние кафе и рестораны

Согласно закону, курить в заведениях общепита запрещается. Даже летние кафе, расположенные на улице, не станут исключением. Поскольку террасы или участки также считаются частью заведения, курить в них строго запрещено.

Что касается обычных ресторанов, они считаются общественными местами. Это означает, что залов для курящих в них не должно быть. Но некоторые заведения предпочитают получить штраф, лишь бы не упустить прибыль, или ищут лазейки в законах.

“Антитабачный” закон: можно ли курить в подъезде

Статистика говорит, что 57 % жалоб, поступающих от граждан, связано с соседями, курящими в подъездах, в лифтах, на лестничных клетках и общих балконах. Закон же оговаривает, что эти места попадают под запрет для любителей табака. Согласно ФЗ № 15, штраф за нарушение составляет 500 - 1 500 руб. Но на практике ситуация отличается, о чем свидетельствуют отзывы.

Опыт граждан: как реализуются законы

В нашем доме живет сотрудник полиции, который курит на общем балконе 3-го этажа. Из-за конструкции здания дым идет в окна жителей, но его это не волнует. Разговаривали по-хорошему, результата ноль. В итоге я написал заявление участковому, который, читая его, уточнил: “Это на нашего сотрудника жалоба?” Потом он посоветовал звонить в полицию, если я увижу, что сосед дымит на балконе. Учитывая, что доблестные органы являются на место через пару часов, вряд ли затея удастся.


Курение на крыльце и в подъезде запрещено

Участковый таки явился и взял у коллеги письменное пояснение. Тот заявил, что на балкон не ходит, а я жалуюсь из-за плохих отношений. Пришлось обращаться и к прокурору, и к местному депутату, который вносил в Думу проект о запрете электронных сигарет. К заявлениям приложил доказательства: фото и видео. Жду результат!

Можно ли курить на балконе своей квартиры

Дым, попадающий в соседние окна с частных балконов, - вторая по распространенности проблема. Формально закон не запрещает курение на вашей территории, как и в собственной комнате или в туалете квартиры. Но к соседям дым проникать не должен; в противном случае они имеют право подать в суд.

У решения есть минусы: разбирательства тянутся месяцами. Поэтому, если соседи не являются собственниками жилья, а снимают квартиру, разговаривайте с ними в частном порядке. Ведь арендаторы в большинстве случаев не платят налоги. Если вас беспокоит табачный дым, побеседуйте с нарушителями: угроза написать заявление участковому по поводу незаконной сдачи квартиры действеннее тяжб.

Узнать подробнее, как применить закон о курении в общественных местах, если речь идет о соседе, вы сможете из видео:

Можно ли курить возле дома: что делать жильцам

Закон о курении в общественных местах не запрещает его в непосредственной близости от жилых домов. В результате владельцы квартир на 2-м этаже особенно страдают, если на 1-м расположена организация или магазин. Ведь они становятся “жертвами” сотрудников, выходящих покурить!

Формально запрета нет, поэтому недовольным жильцам приходится искать лазейки в законе. Они могут обратиться в прокуратуру или в суд, отстаивая конституционное право на благоприятную окружающую среду. Эти инстанции инициируют проверки и вынесут постановление об устранении мешающего фактора и моральной компенсации. К минусам варианта относят то, что придется проводить экспертизы, а их стоимость вам компенсируют лишь после принятия решения в вашу пользу.

Можно ли курить в аэропорту: что говорит закон

Согласно закону о курении в общественных местах, получить дозу никотина можно лишь в 15 и более метрах от аэропорта . В самом здании это запрещается: исключением станут случаи, когда вы отправляетесь в специальный павильон. Но “курилки” есть далеко не везде, ведь их лишь планируют вернуть в Шереметьево. Основанием стали жалобы администрации на то, что пассажиры курят в туалетах, нарушая правила пожарной безопасности. Предположительно зоны для любителей табака не будут считаться общественным местом, ведь они предназначены лишь для тех, кто страдает от зависимости.

Можно ли курить кальян на улице, в кафе и других общественных местах

ФЗ № 15 не разрешает курить кальян в общественных местах, если в смеси есть никотин. Но владельцы кафе и ресторанов выходят из положения: они предлагают “фруктовые миксы” или “паровые коктейли”. На практике заказать можно и никотиновые смеси, которые продают постоянным гостям по специальным карточкам.

Существуют и кальянные заведения, не относящиеся к числу общественных мест. Законы говорят, что в них не должны подавать еду, но на практике правила нарушаются.

Поскольку возможности немедленно провести экспертизу и определить содержание табака в вашем кальяне нет, вы будете курить его без последствий.

Можно ли курить электронные сигареты в общественных местах

В 2018 г. закон о запрете курения в общественных местах не касается электронных сигарет. Но в 2019 г. ситуация может измениться, поскольку депутаты подготовили новый проект.


Возможен запрет на вейп в 2019 в РФ

Он содержит ряд положений:

  • запрет на продажу электронных сигарет несовершеннолетним;
  • ограничение их использования в образовательных, медицинских, культурных заведениях;
  • запрет на курение электронных сигарет на детских площадках, в лифтах, в транспорте;
  • ограничение объема емкостей для жидкостей.

Депутаты утверждают, что положения направлены на защиту детей и взрослых, а также на борьбу с недобросовестными производителями.

Заключение

Закон о курении в общественных местах ограничивает возможности любителей табака. Но на практике его соблюдение остается спорным: Минздрав уже признал, что в вагонах поездов и на автобусных остановках люди идут на нарушения. Возможно, в дальнейшем ФЗ № 15 пополнится новыми положениями и уточнениями, которые сделают его эффективнее.

Юридическая консультация бесплатно в режиме онлайн

Заполните форму что бы задать свой вопрос: